Обитель Святителя Николы, что на Пешноше её некрополь и Святыни

Свято-Николаевский Пешношский мужской монастырь Дмитровского уезда Московской губернии одна из древнейших обителей Московской Руси. Монастырь был основан во второй половине XIV столетия учеником Святого Преподобного Сергия Радонежского Святым Преподобным Мефодием Пешношским.

Святой Мефодий один из первых учеников Преподобного Сергия первоначально искал пустынножительного отшельничества и в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме поставил себе келлию. Однако место подвигов нового отшельника стало известно, и вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий часто посещал своего ученика и, как свидетельствует монастырская летопись, «Преподобный Сергий и Преподобный Мефодий духовно узнавали о времени своих встреч, после чего Преподобный Мефодий выходил на встречу своему учителю и ожидал его у Никольских ворот Дмитровского Кремля».[1] Также известно что, «Преподобный Сергий и Преподобный Мефодий ископали вокруг келлии два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени».[2]

 Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного  храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место на высокий берег реки Яхромы у устья небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий приняв благословение своего учителя основал на этом новом месте мужскую обитель причём сам трудился над построением монашеских келий «пеш нося деревья для строительства церкви через реку которая и получила название Пешноша а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви освящённой во имя Святителя и Чудотворца Николы».[3] Произошло это знаменательное событие в 1361 году, а 14 июня 1392 года по юлианскому календарю Преподобный Мефодий скончался. Слава святой жизни Преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. К их числу необходимо конечно отнести правителей нашего Отечества. Среди них «благоверные удельные князья Дмитровские Пётр Дмитриевич – сын Великого Князя Московского Святого Благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич – сын Великого Князя Московского и Всея Руси Василия II Васильевича (Тёмного), также жертвовал на монастырь Благоверный Царь Иоанн Васильевич (Грозный)».[4] Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия[К1]  – будущего Святителя и Казанского Чудотворца в 1553 году Царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. И  в обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (из древнего рода Дмитровских дворян Топорковых).[К2]  Епископ Вассиан жил в монастыре на покое, и посетивший его государь неожиданно спросил: «отче как лучше править государством? Вассиан отвечал царю – Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твёрдым на царстве и грозою для вельмож. Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал - Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».[5] Следствием этого совета данного царю Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева и падение правительства Избранной Рады.[6] Вскоре после этих событий Царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. В смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. «Ещё задолго до печально известной секуляризации церковных имуществ 1764 года Пешношский монастырь захирел и даже упразднялся в середине XVII столетия, однако каждый раз восстанавливался. Подлинный же расцвет обители начинается с конца XVIII столетия».[7]

Интересно, что сам Преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители в 1391 году. «Вблизи монастыря в лесу, около 2 вёрст от монастыря, Преподобный основал так называемую «ближнюю пустынь» именуемую «беседа». Именно в ней он предавался уединённой молитве и именно туда, по существующему преданию, приходил для духовных бесед, ещё до своей праведной кончины, Преподобный Сергий Радонежский. Также весьма примечательно, что Преподобный Мефодий стремился ввести в своём монастыре строгий устав, но, снисходя к немощам братии, был милостив к их немощам и предостерегал их от ошибок в будущем».[8]

Начало «просвещённого» XVIII столетия явилось для монастыря тяжёлым временем. В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году ещё раз упразднён. Однако «…тщанием Дмитровских купцов Ивана Сычёва и Ивана Толчёнова Николо-Пешношский монастырь был возобновлён уже через два года в 1766 году».[9] В восстановлении Николо-Пешношского монастыря определённую роль сыграл Дмитровский провинциальный комиссар Николай Петрович Полянинов хороший знакомый Ивана Алексеевича Толчёнова. Сам Толчёнов пишет об этом так: «…сосед наш комиссар и кавалер Николай Полянинов оранжерейные деревья отдавал в Пешношский монастырь и садовника своего Гаврилу Гаврилова в августе к нему-же отпустил…».[10] Однако только конец XVIII – начало XIX столетий стало для Пешношского монастыря временем настоящего расцвета. К этому времени монастырь уже практически весь был окружён каменной оградой которую воздвигали ещё в конце XVII века. До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освящённый во имя Святителя Николы. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV столетия. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт Коробовыми сводами. В семнадцатом веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трёх сторон. В девятнадцатом столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах. Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и «храмом под колоколы» отстроены ещё в начале шестнадцатого столетия, а два верхних яруса звона  были в 1793 году возведены тщанием Ивана Толчёнова и Николая Полянинова».[11]Церковь под монастырской колокольней освящена была в честь Святого Преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа сооружённая в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Портал Храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля. В 1811-1829 годах в Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя Святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое».[12] Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К концу семнадцатого столетия относится и церковь, освящённая во имя Святого Преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая Святыня Пешношской обители Святые и Многоцелебные мощи основателя монастыря Преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь».[13] До революции возле раки с мощами Преподобного находился его посох.

Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия – настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале девятнадцатого века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 и 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года[14].

Святыни Пешношской Обители: Помимо упоминавшегося посоха и мощей Преподобного Мефодия Пешношского известно о почитании в монастыре Чудотворного Образа Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», в честь которого в обители совершалось празднование 17 октября старого стиля. Эта Икона во владении монастыря находилась с 1792 года. До этого времени Икона пребывала в частном владении Московского купца Алексея Макеева, который принял в Пешношском монастыре иноческий постриг. « После смерти инока Алексея Икона была перенесена из его кельи в часовню и пребывала там до 1827 года. В этом году Икона начала проявлять дивные Чудотворения. Первым известным случаем Чудесной помощи Пресвятой Богородицы от этого Образа стал случай чудесной помощи Дмитровскому дворянину, капитану Егерского пехотного полка Шабашову. Шабашов был оклеветан перед своими сослуживцами и решил просить помощи у Богородицы. Приехав в Пешношский монастырь, он ночью молился перед Образом и услыхал голос, исходивший от Иконы: “Если хочешь избавиться от искушения, то устрой на Мою Икону серебряную ризу”. Шабашов исполнил повеление Богородицы и был оправдан. По иным свидетельствам Пресвятая Дева Мария сама явилась Шабашову и повелела ему устроить ризу на Её Икону».[15] «В 1848 году город Дмитров и Дмитровский уезд подверглись эпидемии холеры, по молитвам горожан перед Чудотворным Образом “Пешношской Богоматери”[К3]  холера отступила, и город был спасён».[16] После этих событий Икону перенесли в храм Преподобного Сергия Радонежского, и «Она была поставлена подле мощей преподобного в иконостасе за клиросом». [17] «В память об этих событиях был учреждён крестный ход с Иконой вокруг обители, который совершался ежегодно вплоть до закрытия монастыря 17 октября/ 30 октября нового стиля».[18] Судя по сохранившимся изображениям Образ Пресвятой Девы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» был образцом прекрасной западной живописи. Об этом можно судить по тому, что Икона была Коронована. Источники так сообщают об этом: « Икона Прежде Рождества и по Рождестве Дева из Никольского Пешношского монастыря – прекрасного италийского письма. Мера её – 12 вершков в вышину и 9 вершков в ширину. Богоматерь на ней изображена в короне. В царственном  величии написан и Образ Предвечного Богомладенца Христа в короне, со скипетром и державой в руках».[19] Где пребывает Чудотворный Образ в настоящее время установить сложно. Есть местное Дмитровское предание о том, что Образ Пресвятой Богородицы из Пешношского монастыря был принесён в Музей Дмитровского края. Это мнение косвенно подтверждается тем, что в 1926-1928 годах этнографические и иконографические экспедиции Дмитровского музея перевезли в музей часть монастырских икон и часть монастырской утвари. Об этом упоминают  сотрудники музея Надежда Алексеевна Елизарова и бывший директор музея Дмитровского края Кирилл Алексеевич Соловьёв в своих воспоминаниях. После того как в 1932 году Дмитровский музей был разгромлен, след Чудотворного Образа Богоматери теряется.[20] Помимо Иконы Пресвятой Богородицы в Николо-Пешношском монастыре почитались два Образа Святого Преподобного Мефодия Пешношского. «Одна из этих Икон написанная  в XVII веке прославилась мироточением вскоре после своего написания. Этот Мироточивый Образ Святого Преподобного Мефодия был вложен в монастырь в 1677 году на помин души ключника Никифора Лонгиновича Верёвкина его вдовой».[21] В настоящее время обе Иконы пребывают в городе Дмитрове в Борисоглебском мужском монастыре и в Успенском кафедральном соборе. До революции в монастырской ризнице хранилось множество предметов церковной и Богослужебной утвари. Часть её сохранялась ещё от времён самого Преподобного Мефодия. Так в монастыре сохранялись такие достопамятности, как: «…деревянный потир в котором Преподобный совершал Божественную Литургию, также в монастырской ризнице сохранялись деревянный напрестольный Крест из чёрного дерева обложенный червонным золотом работы XV века. В Николо-Пешношском монастыре сохранялись грамоты правителей русского государства данные в разное время святой обители. Все они относились к XV-XVII векам».[22] В настоящее время часть архива Пешношского монастыря пребывает в Российском Государственном Архиве Древних Актов.[23]  Однако самой известной Святыней Пешношского монастыря является Чудотворный Образ Святого Иоанна Предтечи.

Современная историческая и искусствоведческая наука относит этот Образ к эпохе правления в Дмитрове князя Петра Дмитриевича – младшего сына Великого князя Дмитрия Ивановича Московского (Донского). Наибольшее число жалованных грамот было дано им именно в Николо-Пешношский монастырь, о хозяйственном укреплении которого он очень заботился. На основании этих грамот мы можем говорить о том, как развивалась хозяйственная жизнь обители, какими средствами монастырь располагал и, наконец, можно говорить о том, какие иконописные творения создавались в обители.

Чудотворный Образ Святого Иоанна Предтечи из Пешношского монастыря это поясная Икона из Деисусного чина иконостаса Никольского монастырского собора. «Часть исследователей приписывают создание этого Образа непосредственно Преподобному Андрею Рублёву».[24] «Другие исследователи считают, что Икона это работа ученика Андрея Рублёва или его последователя, или иконописца его круга».[25]Интересна иконография этого Образа. Она говорит нам о пророческой и пустыннической проповеди и жизни Святого Иоанна Предтечи. Это очень важно, так как это даёт нам возможность косвенно определить время написания этой Иконы. «Преподобный Мефодий принадлежал к тем непосредственным ученикам Преподобного Сергия, которые не только возрождали на Руси традиции общежительного монашества, но и параллельно стремились к пустынножительству. Не случайно, что Преподобный Мефодий основал при Пешношском монастыре не только «ближнюю пустынь», но и Иоанно-Предтеченский скит. В этот скит, где стояла часовня в честь Иоанна Предтечи, совершался ежегодно крестный ход 24 июня старого стиля».[26] Не для этого ли скита и был первоначально написан Образ Иоанна Предтечи в самом конце XIV или в начале XV века? В настоящее время этот Образ датируют приблизительно временем между 1408-1427 годами».[27] Образ Иоанна Предтечи почитался в Дмитровском крае как Чудотворный. «Известен случай, когда, по молитвам перед этой Иконой, был исцелён боярин Роман Полянинов. Боярин Роман Полянинов, якобы потомок некоего Вешняки Лобанова из рода князей Ростовских был потомком убиенного татарами в Шеренском лесу князя Василька Ростовского[К4]  и чашником опального князя Андрея Курбского. Боярин Роман вернулся из Литвы в 1569 году, не захотев оставаться на чужбине. У боярина, как говорит летопись, случилось поветрие и, лишь, после слёзной молитвы пред Святым Образом Иоанна Предтечи он был исцелён. В последствии боярин Роман был казнён Царём Иоанном Васильевичем в 1570 году и погребён в Дмитрове у алтаря Борисоглебского Собора городского мужского Борисоглебского монастыря».[28] «Супруга боярина Романа Ирина, урождённая княжна Сицкая, украсила Святой Образ Иоанна Предотечи басменным окладом и много рухляди на монастырь отписала». [29] В настоящее время Чудотворный Образ Святого Иоанна Предтечи пребывает в основной экспозиции Центрального музея Древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублёва.  Помимо крестного хода совершавшегося в Предтеченскую часовню в Николо-Пешношском монастыре совершался до революции ещё крестный ход 14 июня старого стиля в «ближнюю» Мефодиевскую пустынь именуемую «беседа» к часовне в честь Святого Преподобного Мефодия игумена Пешношского».[30]

Пешношский монастырь также знаменит своими вкладами, которые можно назвать выдающимися памятниками прикладного искусства. Для Православных Христиан это Богослужебные предметы, которые имеют определённое сакральное назначение. Выше уже упоминался хранившийся в ризнице монастыря напрестольный Крест XV века. Интересно, что след этого Креста не затерялся. «Крест в советское время был исследован. Установлена примерная дата его создания и появления в обители (1462-1472 годы). В настоящее время Крест пребывает в собрании Сергиево-Посадского Историко-Художественного Музея. Также известно, где пребывают два других интересных памятника прикладного искусства XVI  столетия из ризницы Николо-Пешношского монастыря. Речь идёт о двухстворчатой, резной, костяной Панагии в золоченой серебряной оправе и о позолоченном окладе на Четвероевангелие с эмалевыми вставками. Эти интересные памятники также пребывают в Сергиево-Посадском музее. В ГИМе[К5]  находятся ряд рукописей из библиотеки Николо-Пешношского монастыря. Это прежде всего само Четвероевангелие напрестольное, лицевое с орнаментом написанное полууставом в 90 годы XV столетия, Житие Св. Григория Омиритского 1452 года предположительно происходящее из Пешношского монастыря и Лествица Св. Иоанна Лествичника переписанная в конце XV века».[31]

С именем удельного князя Юрия Васильевича, который, как говорилось выше, делал вклады в Пешношский монастырь, связан интересный памятник, сохранившийся до настоящего времени. Его также можно назвать Святыней, но это Святыня иного рода, нежели Чудотворная Икона. Это Историческая Святыня, связанная с древней традицией княжеских вкладов. Речь идёт о золочёном серебряном кадиле 1469 года, что известно из надписи сохранившейся на кадиле. «Кадило было изготовлено в 1469 году, по некоторым исследованиям, московским мастером Иваном Фоминым. Интересны изображения Святых на Кадиле. Так там изображены Святитель Георгий Милетинский – небесный покровитель князя Юрия Васильевича и Св. Преп. Варлаам Хутынский Новгородский Чудотворец. Князь Юрий Васильевич в 1460 году стал свидетелем Новгородского Чуда[К6]  Преподобного Варлаама[К7] , поэтому этот Святой и изображается на кадиле».[32] Известный искусствовед начала ХХ века граф Ю.А. Олсуфьев считал что кадило из Пешношского монастыря, напрестольный Крест и многие другие памятники прикладного искусства происходящие из этой обители и из города Дмитрова имеют большое сходство с ювелирными изделиями и памятниками прикладного искусства выполнявшимися в мастерских Троице-Сергиевого монастыря. Он называл это время «преддионисиевским» периодом развития русского искусства и считал, что князь Юрий Васильевич заказал кадило не московским мастерам, а мастерам Троицкой обители. Также граф Олсуфьев считал что «Юрий Васильевич использовал мастеров из ведущих художественных центров Русской Земли, пользуясь тем что, место и роль Дмитровского удельного княжения в эти годы было особым в системе русской феодальной табели о рангах».[33] В настоящее время кадило из Пешношского монастыря хранится в Государственной Оружейной палате.

Некрополь Пешношского монастыря:

Некрополь Пешношской обители представлял несомненный интерес для исследователей, историков, генеалогов, геральдистов и краеведов. К сожалению, большинство надгробий этого уникального некрополя было утрачено в послереволюционные годы. Однако сохранились имена многих людей погребённых в этой подмосковной обители. Некрополь Николо-Пешношского монастыря можно было по праву называть дворянским некрополем и это очень интересно, так как сама обитель, восстановленная в 1766 году на купеческие средства Дмитровских торговых людей, считалась «обителью купеческой». Между тем погребали в монастыре в основном знатных дворян и местных Дмитровских помещиков. Вот что о некрополе Пешношского монастыря пишет известный Дмитровский бытописатель купец I гильдии Иван Толчёнов: «Ноября 2 дня 1800 года скончался приятель наш подполковник князь Иван Петрович Оболенский, скончался в своём сельце Ботове в престарелых летах, а погребен в Пешношском монастыре в семейном склепе. Ноября 21 дня того же 1800 года скончался в Москве надворный советник барон и кавалер Сергей Семёнович Тухачевский, а погребён в фамильном склепе Пешношского монастыря. Марта 10 дня 1804 года в десятом часу утра скончался приятель и благодетель мой, надворный советник и кавалер Афанасий Петрович Полянинов на 52 году от рождения, а погребён в усыпальнице в Пешношском монастыре, а в начале апреля сего же 1804 года Дмитровские помещики – надворный советник Афанасий Павлович Юшков, майор и городничий Иван Макарович Квашнин и подпоручик Николай Михайлович Бугайский, а погребены все в Пешношской обители. В лето 1805 скончались: в Москве отставной майор Александр Иванович Бешенцов, апреля 9 в ночи – кавалер Николай Павлович Юшков, а июня 15 дня в Дмитрове помещик Пётр Алексеевич Бибиков, а погребены все в Обители Святителя Николая, что на Пешноше».[34] Однако это свидетельства XIX столетия. Более древние исторические свидетельства говорят о том, что в Пешношском монастыре немонашеские погребения относятся к более ранним временам. «После 1388 года в Пешношский монастырь переносят свои погребения Дмитровские служилые дворские люди Топорковы, ранее имевшие склеп в Успенском Крутицком монастыре на берегу реки Яхромы в 12 верстах к югу от города Дмитрова.[К8]  Так возник первый некрополь в Пешношской обители. Епископ Коломенский Вассиан был именно из древнего Дмитровского рода Топорковых. Епископ Вассиан погребён на паперти Никольского собора монастыря. В стенах монастыря находились усыпальницы многих Дмитровских боярских родов: Лужиных, Сукиных, Офросимовых, Подчёртковых, Поляниновых».[35] Сохранилось упоминание о семейном склепе служилых людей Елизаровых. «Дмитровский городовой дворянин Алексей Елизаров был погребён в 1582 году со сродники в фамильном склепе в Николо-Пешношском монастыре».[36] Некрополь Пешношской обители подразделялся на несколько частей. « Погребения внутри соборного храма монастыря: захоронение ключника Никифора Логиновича Верёвкина (+1676), там же склепы князей Оболенских и погребён князь Николай Петрович Оболенский. В соборе погребены также князь Иван Андреевич Вяземский с супругой княгиней Марией Сергеевной – рождённой княжной Долгоруковой, князь Михаил Петрович Волконский. Также в соборе обители погребены представители древних Дмитровских дворянских родов – Орловы, Ушаковы, Юшковы, Майковы, Норовы, Тухачевские, Тургеневы, Тугарины, Ермолаевы, Боровиковы, Фаминцыны. Существовал в Пешношском монастыре и некрополь вокруг Никольского собора, на котором находились фамильные усыпальницы Дмитриевых-Мамоновых, Апраксиных, князей Засецких, Ржевских, Вельяминовых и Вельяминовых-Зерновых, а также многих иных древних исторических родов Дмитровского края».[37] Можно говорить о том, что некрополь Николо-Пешношского монастыря был уникальным и интереснейшим дворянским кладбищем в Дмитровском крае.

Пешношский монастырь был закрыт в 1927 году, по другим сведениям в 1928 году.[38] Исторический некрополь обители был практически уничтожен. Попытка директора Музея Дмитровского края Кирилла Алексеевича Соловьёва и сотрудников музея музеефицировать монастырь в 1931 году не увенчалась успехом. В 1933 году весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы. В настоящее время лишь внутри собора и внутри Сергиевской церкви и больничной церкви Святителя Дмитрия Ростовского сохраняются фамильные склепы Дмитровского дворянства. На территории монастыря до сих пор находится лечебное учреждение - психоневрологический диспансер, подчинённый городу Москве. Поэтому накануне большого события в жизни города Дмитрова, а именно его 850 летия, которое будет отмечаться в наступившем 2004 году, хочется возвысить свой голос в защиту этой уникальной Святой Обители. Пешношский монастырь один из наиболее древних монастырей в Московской губернии по времени своего основания и необходимо поставить уже сейчас вопрос о его возрождении. Только возрождённый Николо-Пешношский монастырь сможет сохранить историческую преемственность и историческую память о монастырских Святынях, о монастырском некрополе. В дореволюционной литературе были публикации о Пешношском некрополе, о людях погребённых в обители, известен Синодик Пешношского монастыря и в возрождённой обители было бы легче увековечить память о тех,  кто был погребён в монастыре в разные века его существования. Речь тут может идти не только о дворянском некрополе, но и подвижниках веры подвизавшихся в стенах этой обители. Возрождение Пешношской обители также очень важно если иметь в виду что Честные Мощи основателя монастыря Преп. Мефодия до сих пор находятся в поругании, также как и память о Святителе Николае Чудотворце - покровителе этого Святого места. Поэтому необходимо молиться Святителю Николе, Преп. Мефодию, его учителю Преп. Сергию Радонежскому и Пресвятой Богородице о том, чтобы их предстательством монастырь был открыт и в него вернулась бы великая Святыня Дмитровской земли Чудотворная Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К этому хочется призвать всех православных людей, прочитавших эту статью.                    

 



[1] В.Н.Попадейкин: «Тропами Подмосковья». М; (Московский рабочий) 1989, c. 69-75.

[2] И. Кишкин: «Дмитровский Хронограф». Дмитров 2001.

[3] «Православные Русские обители»: СПб; (Воскресение) 1994, c. 322.

[4] Указ. Соч.: СПб; (Воскресение) 1994, c. 322.

[5] Указ. Соч.: СПб; (Воскресение) 1994, c. 323.

[6] И. Кишкин: «Дмитровский Хронограф». Дмитров 2001.

[7] К.Ф.Калайдович: «Историческое описание мужского общежительного монастыря Святого Чудотворца Николая, что на Пешноше». М., 1893, с. 25.

[8] «Православный Календарь 2003-2004 год». М., 2002, издание 2-ое, CD-ROOM.

[9] В.В. Зверинский: «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи», т. 1., СПб., 1890, № 404, с. 217.

[10] И.А. Толчёнов: «Журнал или записка жизни и приключений Ивана Алексеевича Толчёнова». АН СССР, институт Истории СССР. М.,1974, с. 307.

[11] Указ. Соч., с. 400.

[12] М.А. Ильин: «Подмосковье». М., 1966, с. 277-281.

[13] «Православные Русские обители»: СПб; (Воскресение) 1994, с. 324.

[14] «Памятники Архитектуры Московской области», т. 1; М. (Искусство) 1975, с. 83.

[15] «Сказание о Чудотворных Иконах Богоматери и о Её милостях роду человеческому»: Коломна, 1993, т. 2, с. 674-675.

[16] А.И. Полянинова: «Воспоминания моей жизни». – Рукопись. Москва, 1956-1957, с. 67.

[17] «Сказание о Чудотворных Иконах Богоматери и о Её милостях роду человеческому»: Коломна, 1993, т. 2, с. 675.

[18] И. Кишкин: «Дмитровский Хронограф». Дмитров, 2001, с. 55.

[19] «Сказание о Чудотворных Иконах Богоматери и о Её милостях роду человеческому»: Коломна, 1993, т. 2, с. 675.

[20] Н.А.Елизарова-Соловьёва: «Воспоминания». – Машинопись. Москва, 1981, с. 99.

    К.А. Соловьёв: «Жилище крестьян Дмитровского края». – Труды музея Дмитровского края, вып. 6. Дмитров, 1930, с. 17-37.

[21] «Пешношский Патерик». Москва, 2002, с. 110.

[22] К.Ф. Калайдович: «Историческое описание мужского общежительного монастыря Святого Чудотворца Николая, что на Пешноше». М., 1893, с. 67-72.

[23] «Справочник по фондам и документальному собранию ЦГАДА». М., 1972, вып. 3, с. 87.

[24] Н.А. Дёмина: «Андрей Рублёв и художники его круга». М., 1972, с. 38-39.

[25] В.Н. Лазарев: «Андрей Рублёв и его школа». М., 1966, с. 146-147.

[26] И.К. Смолич: «Русское монашество». М., 1997, с. 56.

[27] В.Н. Лазарев: «Андрей Рублёв и его школа». М., 1966, с. 146.

[28] «Писцовые книги 16 века». – Издание Императорского Русского Географического Общества под редакцией Н.В. Калачёва, ч. 1. Отд. 1. СПБ. 1877, с. 245 и 510.

[29] Указ. Соч., с. 66.

[30] П.П. Сойкин: «Православные Русские Обители». СПб., 1910, с. 324.

[31] Историко-художественный Сергиево-Посадский музей: № 11025, №№ 5980, 5981, 5982; ГИМ., Син., № 419, л. 1

[32] М.М. Постникова-Лосева: « Прикладное искусство XV-XVII веков». – «История Русского Искусства», т. IV. M., 1959, c. 524.

[33] граф Ю.А. Олсуфьев: «Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой Лавры», 1919, с.235-239 (№ 2/1).

[34] И.А. Толчёнов: «Журнал или записка жизни и приключений Ивана Алексеевича Толчёнова». М., 1974, с. 345, 364,397.

[35] И. Кишкин: «Дмитровский Хронограф». Дмитров, 2001, с. 22.

[36] Н.А. Елизарова-Соловьёва: «Воспоминания». – Машинопись, т. 1, Москва, 1980, с. 110.

[37] А.Б. Вельяминова-Зернова: «Труды музея Дмитровского края», вып. 7., М. 1923, с. 94.

[38] А.И. Полянинова: «Воспоминания моей жизни». – Рукопись. М., 1957, с. 66.


 [К1]«Святитель Варсонофий, в миру Василий – сын Серпуховского иерея Василия. В 1512 году при нашествии хана Менгли-Гирея был уведён в Крым, изучал татарский язык и основы ислама. В 1515 году выкуплен из плена. В Спасо-Андроньевской обители принял постриг с именем Варсонофия. Был иеродиаконом в Твери при епископе Акакии. В 1544 году митрополитом Макарием посвящён в игумены Николо-Пешношского монастыря. После 1553 года был строителем Казанского Преображенского монастыря. В 1567 году поставлен епископом в Тверь, в 1571 году вернулся в Казанскую Преображенскую обитель. Скончался на 86 году жизни в 1576 году. Мощи открыты в 1596 году».- «История Русской Церкви». М., 1991, с 392.

 [К2]«Вассиан с 1525 года епископ. Племянник Иосифа Волоцкого, с падением Максима Грека духовник Великого Князя Василия III. В 1542 году удалился в Пешношский монастырь».- «Малый Энциклопедич. Словарь». СПб.,1907, с 726

 [К3]Местное Дмитровское наименование Чудотворного Образа «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

 [К4]Об этом в Синодике Царя Ивана Грозного под №64 «Помяни Господи убиенна раба Твоего чашника-боярина Романа Полянинова иже во опричнине умре». Н.Устрялов: «Сказания князя Курбского». СПб., 1868, с.110.

 [К5]«ГИМ – Государственный Исторический Музей.

 [К6]«По сохранившемуся преданию в 1460 году Преп. Варлаам Хутынский спас Новгород от разрушения, которое грозило ему от страшной бури».

 [К7]О чуде Преп. Варлаама Хутынского см. в книге о. Сергия Мансурова: «Святыни и древности Великого Новгорода». Новгород 1896, с. 180-189.

 [К8]«Успенский Крутицкий мужской монастырь был основан на крутом мысу выступающим в реку Яхрому в 12 вестах от современного Дмитрова ещё в XII веке, вблизи от древнего славянского городища Вышеграда»: И. Кишкин: «Дмитров и его окрестности». Дмитров, 2002, с.25.