Песноша или Пешноша?

 Многим нашим современникам покажется странным название монастыря преподобного Мефодия – "Пешношский". Что оно значит, и откуда произошло – попробуем разобраться в этом вопросе.

В разных источниках мы можем встретить различное толкование этого названия. Некоторые, например, утверждают, что оно произошло от названия протекающей поблизости речки: ее воды, согласно этому мнению, несли в себе песок, от этого речку надо называть "Песношей", а монастырь, соответственно "Песношским"

 Среди критиков "Пешноши" можно встретить и людей бесспорно образованных и пользующихся авторитетом: так в пользу «Песношского» монастыря высказывался академик E.Е.Голубинский. Он считал легенду о названии монастыря измышлением. Вот что он писал:

"Измышление легенды, будто название монастыря не от речки Песноши, на которой он стоит, а оттого, что преподобный Мефодий пеш носил через речку лес для построения церкви и келий монастыря, прежде мы усвояли К.Ф.Калайдовичу,… который составил его описание. Но оказывается, что ему принадлежит честь только окончательного утверждения легенды, а измышлена она кем-то до него. Автор «Истории иерархии» сообщает сведения о монастыре под словом «Песношский», но потом, когда по порядку алфавита доходит до слова «Пешношский», то приводит и это название монастыря, отсылая за сведениями к слову «Песношский». Это, очевидно, значит, что автору «Истории иерархии» сообщено было из монастыря вместе с его подлинным названием Песношский и его нововымышленное название Пешношский. Но так как автор «Истории иерархии» ничего не говорит в объяснение второго названия… то следует думать, что власти монастыря, сообщив ему вновь вымышленное название последнего, стеснились сообщить ему самую легенду о происхождении названия 1" .

В чем же состояла легенда, с которой спорят ученые, и которая дала монастырю название, сохранившееся через века до наших дней?

Обратимся к скудным сведениям жития преподобного Мефодия, основателя обители. Здесь мы найдем повествование о том, как преподобный Сергий пришел навестить своего ученика в его молитвенном уединении и благословил создание новой монашеской общины. Известно, что пребывание преподобного Сергия было достаточно продолжительным. Внимательно осмотрев место, где преподобный Мефодий поставил свою келью, преподобный Сергий нашел, что оно было выбрано неудачно: сухого пространства, удобного для строительства жилья, очень мало, вокруг – одни болота. Провидя возникновение большой и многолюдной обители, преподобный Сергий дал совет переселиться на противоположный берег реки Яхромы, на устье малой речки, впадающей в нее, - туда, где пространства гораздо больше, и поставить там деревянную церковь.

Преподобный Мефодий, исполнил волю своего наставника и поставил церковь, но так как жить вдали от нее было неудобно, он принялся за новый подвижнический труд: разобрал свою келью и бревнышко за бревнышком перенес ее на новое место, поближе к храму. При этом ему приходилось в брод переходить через ту самую речку, в устье которой благословил поселиться преподобный Сергий. От этого-то речка, а вместе с ней и новая обитель, получили название «Пеш-ноши».

Глубоко уважая авторитет ученых, тем не менее, нельзя не отметить, что название "Пешношский" из уст в уста передавалось братией монастыря и повторяется во всех рукописных подлинниках в течение многих и многих столетий.И надо заметить, что эти подлинники скрывают в себе еще много замечательных и малоизученных фактов – например, есть ли на самом деле в монастыре мощи преподобного Мефодия, и как Преподобный выглядел при жизни по описаниям его самовидцев.

Но об этом – чуть позже…

____________________________

1. Е.Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Часть I. Прим.81.