Есть ли в монастыре мощи Преподобного?

 Как я уже писал в статье «Песноша или Пешноша?», в последнее время открывается множество исторических сведений о Николо-Пешношском монастыре:  это и фотографии, и книги, карты и манускрипты. Однако, особое место среди этих документов занимает «Летопись Пешношского монастыря», принадлежащая перу иеромонаха Иеронима (Суханова). Это внушительный манускрипт, хранящийся в экспозиции Музея-заповедника «Дмитровский кремль», который содержит всесторонние сведения не только по истории монастыря, но и подробное описание богослужебного устава, монастырских должностей и послушаний, святынь, распорядка дня и даже рецептов монастырских блюд.

Не обходит отец Иероним своим вниманием и вопрос о мощах преподобного Мефодия. Что ж, пора и нам узнать ответ на вопрос: а есть ли на самом деле в Николо-Пешношском монастыре мощи преподобного Мефодия?

 Вот что пишет об этом иеромонах Иероним (орфография подлинника сохранена):

«Игнатий, строитель, поступивший в сию обитель в 1781 году с помощником своим казначеем Макарием, начали, яко человеки, унывать

великих ради недостатков во всем и помышляли оставить сию обитель. Тогда Макарию представися во сне вид Преподобных, Сергия и Мефодия, идущих в соборную церковь, кои ему говорили: «не отходи отсюда, во всем будете изобильны», и от сего видения остались в терпении, неотлучными.

Еще когда Макарий во время свое настоятельства начал сомневаться по слухам о мощах Преподобного, будто их в обители сей не имеется, тогда во сне явился ему Преподобный Мефодий, благословил его и говорит: «Я зде почиваю, не сомневайся!» - и показал ему гроб свой, не в том месте, где ныне поставлена его рака, но в ином: подле, во внутренности».

При этом отец Иероним обозначает и предполагаемое место упокоения преподобного Мефодия на схеме захоронений (см.рисунок) – это гроб внутри Сергиевской церкви под номером 7 (славянская буква «кси»). В списке погребенных в Николо-Пешношском монастыре (см.рисунок) о.Иероним также обозначает захоронение под номером 7, однако предусмотрительно оставляет против этой цифры пустую строку, предоставляя право грядущим поколениям заполнить ее.

 «И еще в 1807 году якобы в некую ночь», – читаем далее в «Летописи Пешношского монастыря» отца Иеронима, – «видимы были двумя вратниками, исходящих из церкви преподобного Сергия … и грядущих в ново-обновленную соборную церковь, двух старцев, которые тогда особь объяснились, что из них один был Сергий, а другой – Мефодий. О сем слышал я от многих современных старцев и игумена Сергия».

При этом отец Иероним иллюстрирует свой рассказ множеством рисунков и в том числе изображением преподобного Мефодия Пешношского (см.рисунок), составленного им по описаниям самовидцев Преподобного, передававшимся из уст в уста монастырскими старцами.

Таким образом, если верить повествованию монастырского летописца иеромонаха Иеронима (Суханова), изложенному им в его рукописной «Летописи Пешношского монастыря», которая хранится ныне в дмитровском музее, вероятнее всего, что мощи преподобного Мефодия в его обители должны сохранится до наших дней. Однако, вполне возможно, что реальное их местонахождение отличается от привычного нам.