Пешношский устав

Что влекло людей в обитель Святого Чудотворца Николая на Пешноше в девятнадцатом веке и в начале века двадцатого? Вы скажете, что это был «золотой век» Пешноши и монастырь процветал те годы, как никогда. Но в то время были и другие примеры замечательного расцвета и благосостояния.

Что же так притягательно было в нем для простого русского сердца? Мощные стены и высокие башни? Древняя старина храмов? Нет. Была в Пешноше одна замечательная особенность, которая выделяла ее среди других обителей. Особенность, которая влекла на это святое место новых и новых молодых подвижников, которая соделала Пешношских старцев наставниками старцев Оптинских и которая спустя 80 лет после разорения обители привлекла на это пепелище и меня.

 

Это – чудный монастырский устав, духоносный устав Святой горы Афонской.

Увы, нам не удалось возродить это достояние! Лишь только стоило сделать попытку совершать суточный круг богослужений по этому чиноположению, как поступил приказ набрать в братию побольше пациентов из соседствующего психиатрического медучреждения, и демонстрировать количество вместо качества…

Жаль! А ведь для этого было все необходимое. И даже солнечные часы на стене Сретенской церкви сохранили до наших дней свой циферблат, чтобы по отметкам этих часов мы могли восстановить то время, в котором жили Пешношские иноки. Не советское, не декретное, а то настоящее, русское, царское время – ведь эти часы целый век никто не «подводил»!

Но все это оказалось не нужно – нужна лишь количественная статистика возрождения православия! Что ж, узнаем, по крайней мере, что это был за устав – устав святой Пешноши.

В собрании манускриптов Российской Государственной Библиотеке, в Фонде Троице-Сергиевой Лавры, хранится небольшая книжка в твердом картонном переплете, которая дает нам представление об уставном чиноположении древней обители. Текст «Краткого изъяснения устава и чиноположения Пешношскаго монастыря», о котором идет речь,  написан от руки, авторство не установлено, манускрипт размерами 21,5 на 17 см., относится к XIX веку. Не так давно фотокопия этого манускрипта была опубликована на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры, и при желании вы можете ознакомится с ним по этой ссылке.

Предлагаю вниманию нашего благочестивого читателя первую часть этого документа, текст которой для более удобного понимания я позволил себе несколько адаптировать к современной лексике:

 

КРАТКОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ УСТАВА И ЧИНОПОЛОЖЕНИЯ
ПЕШНОШСКАГО МОНАСТЫРЯ

Церковное богослужение в Николаевском Пешношском монастыре отправляется по чиноположению Св. Афонской горы, принесенному в Введенскую Островскую пустынь строителем ее Старцем Клеопою, а оттуда на Пешношь строителем Игнатием в 1781 году, которое и ныне содержится, но с некоторыми изменениями по необходимости обстоятельств нынешнего времени.

Церковное богослужение в Николаевском Пешношском монастыре отправляется по чиноположению Св. Афонской горы, принесенному в Введенскую Островскую пустынь строителем ее Старцем Клеопою, а оттуда на Пешношь строителем Игнатием в 1781 году, которое и ныне содержится, но с некоторыми изменениями по необходимости обстоятельств нынешнего времени.

Всенощные бдения бывают в летнее время по полудни в 7 часов. Начинается благовест в большой колокол и продолжается не более пятнадцати минут, потом вдруг во все колокола тризвон, и по окончании оного начинается бдение, и продолжается от 4 с половиною и до 5 часов; а в некоторые праздники и до 6 часов (т.е. до часу ночи – прим.: иг.Никон).

В зимнее время, когда бдение или воскресные утрени бывают с утра, благовест начинается в 12, а в некоторые праздники в 11 часов по полудни (т.е. в 23:00 – прим.: иг.Никон). Все утренние славословия продолжаются до 4 часов. На некоторых славословиях бывают два чтения: 1-е по первой кафизме из толкования Евангелия того дня, а на двунадесятые праздники и воскресные дни поучительные Евангелия с токованием; 2-е по 6 песни из пролога того дня, жизнь Святого, и под сим приличные поучения, или повествования святых.

Ранняя Литургия (обедня) начинается в 6, а поздняя в 8 часов утра. Перед последнею за 15 минут, пономарь в висячий при Сретенской церкви колокол, или «ясах», ударяет редко три раза к проскомидии; почему чередные иеромонах и иеродиакон идут в церковь; и по окончании Литургии и случающихся молебнов ударяют в означенный колокол несколько раз к обеденной трапезе.

В 4 часа пополудни начинается вечерня, а за нею повечерие, на коем читаются следующие каноны: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице в Октоихе того гласа и Ангелу Хранителю; на субботу же Богородице вместо Октоиха читается во Псалтири («Отверзу уста моя..»), а вместо Ангелу Хранителю читается Архангелам и всем Святым, на воскресные и прочие Господские праздники на каноне по 6 песни читается Акафист Иисусу Сладчайшему, а в прочие дни на всегда Пресвятой Богородице, и кончаем «Достойною».

Потом ударяют в вышеозначенный колокол к вечерней трапезе; а в 7 часов (т.е. в 19:00 – прим. иг.Никон) в тот же порядок ударяют в колокол к церковному правилу и начинают со Святый Боже, по окончании «И даждь нам, Владыко», читаются на сон грядущим молитвы и окончание повечерия.

Потом кладутся поклоны с  молитвами, коих числом 230, исключая те, которые кладутся по входе в церковь и по выходе из оной, а в которые дни если есть положенные по уставу земные поклоны, то к вышеозначенным прилагаются еще 30 земных и 20 поясных; между коими читается тихо умная Иисусова молитва числом 150 разделенная на три стати. В четыредесятницу еще прилагаются 20 земных и 30 поясных поклонов; на новопреставленного во все 40 дней кладется по 10 поклонов, а когда должно быть или было бдение, то поклоны те оставляются.

По окончании поклонов настоятель, испросив у братии, а братия – у настоятеля прощение, и, взяв благословение, идут с молчанием в свои келии.


На этом мы пока прервем чтение «Краткого изъяснения устава и чиноположения Пешношскаго монастыря». В ближайшие дни я постараюсь продолжить публикацию этого замечательного манускрипта.