Возвращение святыни

  В 2009 году в небольшом северном городе Северодвинске можно было заметить длинные очереди … в храм. Стоял северный, прохладный, как казалось, к вере народ, стоял, чтобы приложиться к кресту-мощевику, принадлежавшему благочинному Северодвинских церквей протоиерею Константину Нецветаеву.

Этот мощевик своим первым владельцем, согласно надписи на нем, имел святителя Алексия, митрополита Московского. В этом мощевике хранится частица Ризы Господней. Даже не специалисту понятно, что это не просто реликвия. Но вернемся немного назад.

 В 2007 году Президент России В.В.Путин вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II ковчег с частицей Ризы Господней, хранившийся ранее в Успенском соборе Кремля и утраченный в 1919 году. 

Эта великая святыня всего христианского мира попала в Россию при следующих обстоятельствах: Персидский шах Аббас I преподнес ее первому русскому царю Михаилу Федоровичу Романову в конце Смутного времени. К шаху Аббасу частица Ризы, или вся Риза, попала из разгромленного им Мцхетского патриаршего собора (Грузия).

Шах вторгся в 1617 году в Грузию, грузины попросили защиты у русского царя. Россия, еще не оправившаяся от страшного Смутного времени, поставившего русскую нацию на грань уничтожения, все-таки не оставила единоверцев без помощи и обещала грузинскому царю защиту. Шах не захотел ссориться с Россией и отослал в знак своего расположения частицу Ризы – золотой ковчег, а в нем «великаго и славнаго Христа срачица»

Как же Риза Господня оказалась в Грузии?

Один из воинов, присутствовавших при Распятии Господа нашего Иисуса Христа, был родом из Иверии – Грузии. Риза Господня – верхняя одежда, была предметом дележа между воинами, по пророческому слову Царя Давида «разделили ризы Мои и об одежде Моей метали жребий». И это в то время, когда «земля, трепещущи, тряслася» и «солнце лучи свои потаило», не вынося зрелища Распятого Бога. Вот этот жестокосердый наемник и принес в Грузию великую христианскую святыню.

После принятия Грузией христианства, Риза Господня оказалась в Патриаршем Мцхетском соборе Двенадцати Апостолов, а уже оттуда была вывезена персами при захвате Грузии.

Первый русский царь Михаил Романов и Патриарх Филарет – его отец – торжественно встречали святыню в 1625 году. Ее, конечно, подвергли проверке, ибо «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлем». Обследование Ризы указывало на ее подлинность. Но Патриарх Филарет постановил: «во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он явил Свою волю». Святыню с «пением молебнов» в крестных ходах носили по городу и возлагали на больных. Было явлено 14 случаев исцелений за одну Крестопоклонную неделю Великого Поста. После этого частицу Ризы поместили в Успенский собор Московского Кремля. Святыню оберегали даже от взоров чужеземцев, они могли смотреть на нее только издали.

Празднование принесения Ризы Господней назвали праздником Ризоположения и отмечали его не в день, когда встречали святыню, а 10 (23 июля н.ст.) – в канун возведения на Российский престол первого русского царя Михаила Федоровича Романова. Таким образом, принесение частицы Ризы Господней ознаменовало конец Смутного времени и установление царской власти в России. Россия, как кровоточивая жена из Евангелия, коснулась края Ризы Господней и исцелела.

Щедрость русской души выражалась еще и в том, что верховная церковная и светская власть делилась дарованной святыней. От частицы отделяли еще более мелкие частицы и таким образом части святыни оказались и в Костроме, и в Санкт-Петербурге, и в других местах. Достигла она и Ярославля, где была преподнесена купцам братьям Скрипниковым за их самоотверженную служение – содержание на свой счет ополчения Минина и Пожарского, когда оно стояло в Ярославле.

Дети царской крови тоже были оделяемы частицами Ризы, некоторые благочестивые дворянские роды имели у себя частицы Ризы Господней.
В роде Пушкиных хранилась эта святыня и передавалась из рода в род старшему сыну. Великий русский поэт – старший сын в своем поколении, выполнял каждый год семейный обет – в день празднования памяти принесения святыни служил молебен. Он исполнял это неукоснительно, как вспоминала дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, и завещал своему сыну также выполнять этот обет. След этой святыни затерялся после смерти внучки великого русского поэта в Ницце в 1942 году.

Основная святыня – ковчег с Ризой Господней пребывал в Кремлевском Успенском соборе, вернее, один из ковчегов, т.к. согласно описи 1701 года их было уже пять. Еще один ковчег с Ризой сохранялся в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга и еще один в Зимнем дворце.
Когда Петр I воевал со шведами, он повелел на месте встречи Ризы Господней поставить церковь. Эту церковь построили в Москве, на месте встречи святыни и назвали ее Ризоположенской. Ковчег с Ризой продолжал храниться в Успенском соборе Кремля.

Из Кремля святыню перед сдачей Москвы в 1812 году увезли в Вологду, потом вернули на место, и она пребывала в Успенском соборе под специально устроенным шатром до 1919 года.

И вот очередной виток истории – наступило новое Смутное время. В Кремле обосновалось новое правительство. «Большевики хозяйничали беспощадно, систематически, беспощаднее, чем французы в 1812 году» - свидетельствовал в 1922 году корреспондент «Берлинер Тагеблатт».
Глава большевистского правительства первые месяцы своего правления ознаменовал тем, что принимал участие в разрушении креста – памятника работы великого русского художника Васнецова, установленного на месте гибели Великого Князя Сергея Александровича. Он самолично тянул веревку, привязанную к кресту.

В 1919 году частицы Ризы из Кремля пропали, хорошо еще, что остался стоять Кремлевский Успенский собор. Пропали частицы Ризы и из Санкт-Петербурга, и из Ярославля. Но все-таки одна частица Ризы Господней пребывала в Москве. Храм Ризоположения в Москве оправдал свое название –  в нем с 1951 года пребывает частица Ризы Господней – дар Патриарха Александрийского Святейшему Патриарху Алексию I, который в свою очередь подарил ее храму в связи с праздником, посвященным 150-летию со дня основания храма.

Известный писатель Валерий Николаевич Лялин не так давно сокрушался в своих произведениях: «Если у греков из-за унии с Римом ушла чудотворная икона (речь идет об иконе Тихвинской Божией Матери), то у нас исчезли если не все, то большинство национальных святынь. Казанская икона Божией Матери исчезла еще перед революцией неизвестно куда из Казанского собора, Владимирская икона Божией Матери томится в музее, там же заключена и икона Святой Троицы преп. Андрея Рублева. Курская-Коренная пребывает в Нью-Йорке, Иверская затерялась, Андрониковскую икону Божией Матери воры похитили из храма в Вышнем Волочке. Тихвинскую Матушку, которая пришла в огненном столпе, похитили немцы во время войны и она скиталась по Латвии, Германии, США… Плачь, Русь, кайся!.. Где наши прославленные на всю Русь иконы? Их нет потому, что вера ушла из сердца народа».

Что же мы видим, когда прошло не более 10 лет со дня этого нового плача нового Иеремии? Тихвинская Матушка сияет на своем месте – в Тихвинском монастыре. Владимирская икона находится в храме (храме-музее) и доступна для поклонения верующих. Новописанная на Афоне Иверская икона прославилась чудесами. Совсем недавно икона Курская Коренная совершала 90-дневный визит в Россию. Счастливые российские граждане лобызали Хранительницу русского Зарубежья. Она вернулась в Нью-Йорк, но ведь и там живут русские люди. Факты говорят сами за себя.

Вот и еще национальные святыни выплыли из небытия: в 2004 году в Ярославском музее обрели частицу Ризы Господней, принадлежавшую когда-то уже упоминавшимся купцам братьям Скрипниковым. Кремлевскую частицу Ризы Господней в ковчеге мы видим в руках Святейшего Патриарха в канун празднования 90-летия восстановления Патриаршества в России. Эти частицы, оказывается, так и хранились в фондах музеев под другими названиями. Таким способом сохранения национальных святынь пользовались неизвестные нам русские люди, рискуя, как минимум, потерять работу.

В 2006 году еще одну частицу Ризы Господней обрели в Северодвинске Архангельской области в… самоваре, принадлежавшем семье северодвинского священника протоиерея Константина Нецветаева. Достоянием гласности это необыкновенное событие стало только в начале 2008 года.

«Господь явил чудо» – так называлась заметка в северодвинской газете. Заметка рассказывала о том, что в семье протопресвитера Дмитрия Нецветаева хранился крест-мощевик с частицей Ризы Господней и частицами мощей двадцати одного святого. На мощевике есть имя владельца, там написано «Спасителева Риза Алексея Митрополита». Этот крест достался о.Дмитрию Нецветаеву от одной прихожанки. Он был спрятан в самоваре, который она подарила батюшке. Его обнаружили недавно, так как самоваром не пользовались. Однажды открыли – а там золоченый крест, завернутый в холстину…

Имя дарительницы не запомнилось. О.Дмитрий передал святыню своему сыну – северодвинскому благочинному протоиерею Константину Нецветаеву. А о.Константин передал его Архангельской епархии. Крест-мощевик вмонтировали в большой деревянный крест и освятили 9 февраля 2008 г. в храме митрополита Филиппа в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре. На фотографии в газете этот большой крест несут, пригибаясь от встречного ветра со снегом, среди Соловецких заснеженных просторов несколько священнослужителей. Тернистый, крестный путь русского священства… Холодный Архангельский край…

Епископ Вологодский Гавриил (Огородников), временно управлявший Архангельской епархией и в 1953 году посещавший свою епархию, говорил спутникам: «Как мне здесь тяжело. Какой холодный народ». Но в Апокалипсисе есть такие слова «Ты не холоден и не горяч. Изблюю тебя из Своих уст». Слава Богу, северяне пока холодны! Господь явил и Северу чудо – послал частицу Своей Ризы. Иеромонах Стефан (Постоляко), настоятель подворья Соловецкого монастыря в Архангельске, отметил уникальность события: «С укреплением православной веры на Руси чудесным образом обретаются святыни, которые считались давно утраченными. И обретение креста с частицей Ризы Господней свидетельствует об этом, давая уверенность в будущем духовном укреплении».

В Николо-Пешношском монастыре тоже пребывала частица Ризы Господней. Вот что пишет историк монастыря Калайдович в описании святынь монастыря: «Киот с частицей ризы Господней и мощей разных святых, обложенный позлащенным серебром. Киот этот стоит на левой стороне царских врат и переносится в ту церковь, в которой бывает служба. Дан в 1827 году июля 9 дня генеральскою дочерью Елизаветою Андреевной Фаминцевою». Интересный обычай – переносить киот с частицей Ризы туда, где происходит служба, несомненно, означает большую степень почитания этой святыни в Николо-Пешношском монастыре. Раз в год в монастыре совершался крестный ход с этой святыней. Частица Ризы Господней таинственно связана с восстановлением на Руси царской власти. И Пешноша особенным образом связана с самодержавием.

Нам сейчас трудно это представить, но наши предки, вплоть до XIX века, не мыслили себе другого государственного строя. Императоры и императорские семьи пользовались любовью всех слоев населения Российской империи и даже народов другого вероисповедания. В XIX веке идеи так называемого просвещения замутили чистый источник любви народной к своим царям. Но монашество всегда оставалось незыблемым оплотом царской власти.

Жизнь монастырская проистекает в тиши, к тому же такого монастыря, как Пешношский, находящегося вдалеке от обеих столиц России. Монастырские труды и молитвы, молитвы и труды кому могли быть видны в то время, когда сеть СМИ еще не накрыла огромные российские просторы. Но ничего нет тайного, что не стало бы явным. И вот, любовь монахов к царскому дому неожиданно пробивается, как родник, на поверхность в таком событии, как крушение царского поезда в Борках в 1888 году.

Как известно, при крушении тогда пострадало 68 человек, 21 человек погиб, а царская семья осталась совершенно невредимой. Сам государь Император Александр III держал на своих могучих плечах потолок царского вагона. Это символично, так же, как и то, что крушение поезда было, недоезжая до города Змиева.

Как же сопряжена Пешноша с таким событием, произошедшим на Курском направлении? А так: в день чудесного спасения царской семьи празднуется память двух икон Божией Матери - иконы «Избавительница» и пешношской чудотворной иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Царская фамилия с тех пор особенно почитала эти две иконы Божией Матери. В этом чудесном действии иконы таинственно проявляется сила молитв братии Пешноши, ведь поминовение царской семьи было неотъемлемым элементом богослужения. И то, что в монастыре пребывала частица Ризы Господней, пришествие которой крепко увязано с восстановлением царской власти, говорит нам о тесной связи Николо-Пешношского монастыря с русской монархией.

После революции исчезла Пешношская часть Ризы Господней, пропала Пешношская Божия Матерь, как еще называли икону «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Видимо, мы доехали до Змиева города.

В монастыре, после его закрытия находился филиал Дмитровского краеведческого музея. Директор этого музея В.А.Соловьев пытался спасти православные святыни Дмитровского края и, конечно, Пешноши, что кончилось арестом в 1931 году его и его сотрудников. Он был скоро отпущен, но музей разгромлен. А музейные экспонаты, в числе которых, по всей вероятности, находилась и чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и киот с частицей Ризы Господней были свалены на мостовую перед зданием райисполкома. «Значительная часть экспонатов была испорчена, разбита и расхищена рабочими канала Москва-Волга (заключенными) после переезда Управления Дмитровлага, строящего этот канал, в помещения Дмитровского краеведческого музея, в свою очередь располагавшегося на территории Борисо-Глебского монастыря г.Дмитрова. (По воспоминаниям Валерия Ростовцева, бывшего сотрудника музея).

Всеобщая «канализация» страны (вспомним Беломоро-Балтийский канал) до сих пор влияет на нашу жизнь. Многочисленные СМИ волнует нечистое белье различных «звезд», но все-таки, все-таки возвращаются святыни и это знак Божиего благоволения к России.

Что бы мы хотели от СМИ? Ну, наверно, вот такого обращения: «Дорогие граждане! Кто что знает о послереволюционной судьбе иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и киота с частицей Ризы Господней и других святынь Пешноши, откликнитесь! Напишите нам все, что Вы знаете и о судьбах монахов Пешноши».

Слава Богу, мы можем это обращение разместить на этом сайте, который Вы читаете.

Ободримся, Николо-Пешношский монастырь существует, туда вернули игуменский посох, хранившийся долгое время в Спасском храме села Дулово. В этом храме некоторое время спасались монахи Пешноши после закрытия монастыря в 1927 году. Нашелся рукописный синодик монастыря. Может быть, найдутся и еще другие святыни Пешноши.

...И будем помнить, что без нас ни нас, ни Пешношу, ни Россию Господь не спасет!