Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России

Справочно-энциклопедическое издание

Полное собрание исторических сведений

о всех бывших в древности и ныне существующих

монастырях и примечательных церквах в России.

Составлено из достоверных источников Александром Ратшиным

Реставрация текста издания 1852 г. Макет изготовлен Т.В.Коркиной.

Издательство «Книжная палата» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Стр. 225-228

ПЕШНОШСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, общежительный, в Дмитровском уезде, от Москвы в 79, а от Дмитрова в 25 верстах, на правом берегу реки Яхромы, при впадении речки Пешношки; находится под управлением игумена.

Основан в 1361 году учеником св. Сергия Радонежского, Преподобным Мефодием, который за несколько лет пред тем водворился здесь в дикой пустыне, между лесами и непроходимыми болотами, на левом берегу Яхромы, там где ныне находится часовня, называемая Мефодиевою, в одной версте от обители, среди дубовой рощи, на Рогачевской дороге. По учреждении обители, с благословения св. Сергия, преподобный Мефодий был в ней первым игуменом.

Благосостояние Пешношского монастыря продолжалось после кончины св. Мефодия до половины XVI века. В это время обитель была обогащаема вкладами недвижимых имений и другими ценными дарами от Великих князей и бояр, и вмещала в себе так много иноков, что называлась Лаврою. В Дмитровском, Клинском и Кашинском уездах принадлежало к ней, кроме богатого села Рогачева, 5 сел и 56 деревень в которых считалось более 3000 душ.

В конце блистательной эпохи Пешношского монастыря были здесь настоятелями: с 1539 по 1547 годы - строитель Гурий (Заболоцкий), впоследствии Епископ Смоленский, и с 1547 по 1551 годы - игумен св. Варсонофий, хиротонисанный потом во Епископа в Тверь. После их началось для монастыря время упадка, продолжавшееся более 180 лет. В 1584 году все строения монастырские сгорели; едва только обитель возникла, наступили бедственные для России смуты от самозванцев, при чем и Пешношский монастырь подвергся общему разорению от поляков: он опять был сожжен, разграблен и множество иноков его, храбро защищавшихся от врагов, побито. Хотя, по миновании опасности, обитель и была возобновлена, но уже лишилась прежнего своего блеска. Потом, в 1700 году подчинена она была Троицкой Сергиевой Лавре, наравне с прочими малозначащими монастырями, и начальствовали здесь, вместо игуменов, Соборные старцы, присылаемые из Лавры на три года каждый. Один из них, иеромонах Август (Старков), построил около 1732 года некоторые каменные здания вновь, а другие исправил, и дороги, пролегающие чрез болота, улучшил. Наконец, в 1764 году, обитель вовсе уничтожена и обращена в приходскую церковь. Но чрез два года (в 1766 г.), по ходатайству ближнего помещика Действительного Статского Советника Михаила Ивановича Веревкина, паки восстановлена, и когда в 1781 году поступил сюда строителем иеромонах Игнатий — бывший впоследствии Тихвинским Архимандритом, а потом возобновителем Московского Симонова монастыря, — то в Пешношской обители учрежден устав общежития, вообще заведен во всем должный порядок, благоустройство и примерная строгость в жизни для иноков; а при церковной службе, отличавшейся продолжительностью и благолепным пением, введен чин Афонской горы — и все это в совокупности прославило всюду Пешношскую обитель, наравне с Валаамским монастырем и Саровскою пустынью. Вместе с сим Игнатий все строения монастырские, приходившие в ветхость, исправил при помощи суммы, пожертвованной богатым купцом Мокеевым.

С тех пор обитель не престает возвышаться, довольствуемая значительными вкладами усердствующих. В 1812 году она чудесно избегла нашествия неприятелей, бывших от нее только в 18 верстах, и побоявшихся пройти сюда по дороге, окруженной болотами.

Ныне здесь пять церквей: 1) Собор Николая Чудотворца, когда первоначально построена, сведений нет, а известно только, что она уже существовала каменная при Царе Иоанне Васильевиче. В 1805 году Архимандрит Макарий, с помощью вкладчика, Надворного Советника Николая Павловича Юшкова, перестроил и распространил ее; при чем найдены гробницы с надписями тех иноков, которые в начале XVII века были убиты от Поляков, при защищении монастыря. С северной стороны сего храма устроен в недавнем времени придел совершенно в новейшем вкусе; а с южной стороны, в паперти, погребен живший во второй половине XVIII века блаженный инок Иона, юродивый, которого тело чрез несколько месяцев после кончины найдено в дремучем лесу невредимым. В главном иконостасе сего храма Царские врата серебряные. 2) Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского, небольшая церковь, построена каменная в 1732 году Августом (Старковым), вместо бывшей здесь, над гробом преподобного Мефодия, брусяной часовни, которая перенесена тогда на место уединенной пустыни преподобного. В этой церкви опочивают под спудом мощи св. Мефодия; над ними устроена настоятелем Игнатием бронзовая вызолоченная рака, при которой сохраняются: посох преподобного и деревянный потир, который по преданию сам Мефодий употреблял при совершении Таинств. 3) Теплая Сретения Господня, существовавшая уже в XVI веке каменная; в 1816 году она возобновлена и увеличена старанием тогдашнего настоятеля Пахомия и освящена 7 ноября. 4) Преображения Господня, над вратами, построена около 1700 года. 5) Димитрия Ростовского, с двухэтажными больничными кельями; основана 1811 года, мая 31, иждивением Действительного Статского Советника Дмитрия Андреевича Засецкого; а освящена 29 июня, 1829 года.

В ризнице, в числе разных древних вещей, сохраняется серебряное позлащенное кадило, с надписью, данное сюда вкладом от сына Великого князя Василия Темнаго, Князя Юрия Васильевича Дмитровского, в XV веке.

Между бывшими в новейшее время настоятелями сей обители, славится богоугодным житием схимник Макарий, Архимандрит Борисоглебского Дмитровского монастыря; он и здесь погребен в особой палатке, под колокольнею.

Есть предание, что в Пешношском монастыре жил, в XVI веке, в числе иноков Вассиан (Топорков), бывший прежде Епископом и лишенный сего сана, по смерти Василия Иоанновича; сей Топорков, при посещении Пешношской обители Царем Иоанном IV, в тайной беседе с ним, советовал быть истинно-самодержавным, и отнять всю власть у бояр.

Ежегодно совершаются из обители два крестные хода: один, 14 июня, в Мефодиеву часовню; а другой, 24 июня ж в Предтеченскую часовню, отстоящую на две версты, от монастыря, в лесу, и построенную на том самом месте, где иногда пребывал в совершенном безмолвии Преподобный Мефодий, и где посещал его св. Сергий Радонежский.

При сей обители бывают две довольно многолюдные ярмарки: 9 мая и 14 июня.