Иеросхимонах Афанасий Младший (Степанов) (1763–31 декабря 1844)

Сын дьячка города Калуги. В миру звался Александр Степанов.[3].«Под сим памятником погребено тело пустыннолюбного и многолетно в дремучих лесах жительствовавшего старца Божия иеросхимонаха Афанасия, скончавшегося 1843 Декабря дня в 8 часов и 40 минут по полуночи на 77 г. от рождения[4]. Вечная память буди тебе, незабвенный любитель безмолвия, усердный послушник святой обители и ближнему назидательный наставник».

Через год, 13 июля 1818 года он снова отправился в леса ради пустынножительства в Екимовичской пустыни (ныне Рославльский район Смоленской области). О.Афанасий пользовался большим уважением среди отшельников, под его руководством находились новоначальные иноки браться Моисей и Антоний, которых он постриг в своей келлии. По отзыву о нем знавших его, это был монах простой нравом, но духовно мудрый по жизни, он пребывал в совершенной беспопечительности обо всем житейском, хранил духовное трезвение и имел дарование умной молитвы. В 1821 году Калужский епископ Филарет (Амфитеатров) пригласил рославльских подвижников устроить скит при Оптиной пустыни, большая часть пустынников согласилась, но о. Афанасий не согласился на переселение. В результате разгрома пустынных келлий в 1825 году старец оказался в Рославльском остроге по приговору уездного земского суда. Был отправлен по этапу в Свенский монастырь, как числящийся в его штате, прибыл туда в феврале 1826 году, и был милостиво принят настоятелем о. Амвросием (Григорьевым), «по тому уважению, что старец успокаивал их и успокаивает своим примером, добрым поведением и старческими душеполезными наставлениями». Епископ Орловский Гавриил (Розанов) словесно разрешил ему священнослужение, но тот по смирению литургисал только для принятия Святых Тайн. О.Афанасий имел дар умной молитвы, отличался кротостью, смирением и незлобием. В свободное время переписывал творения святых отцов, сделанные прп. Паисием. Послушание в монастыре проходил крылосное и в продаже свечей. Учитывая его духовный авторитет, в 1835 году был определен управляющим монастырем до назначения настоятеля, а с 2 марта 1837 года по 5 сентября 1841 года исполнял должность духовника Брянского Петропавловского девичьего монастыря. Был погребен на братском кладбище Свенского монастыря, на чугунной плите могилы была сделана следующая запись:

Когда его отец из псаломщика поступил в звание приказных, то Александр, имея 25 лет, пожелал быть в монашеском сане и был определен в Песношский монастырь Московской губернии. Послан настоятелем этого монастыря иеромонахом Макарием (Брюшковым) в числе 12-ти братий для восстановления запустевшей Козельской Введенской Оптиной пустыни, там и был пострижен 8 декабря 1796 года строителем игуменом Авраамием. В 1797 году 6 января епископом Серапионом Дмитровским рукоположен во иеродиакона, а в 1800 году 24 марта преосвященным Феофилактом, епископом Калужским во иеромонаха. Желая безмолвной жизни, он собирался на Афон, но не попал туда, а весной 1801 года пошел к брянским пустынникам, жил попеременно то в Свенском, то в Бело-Бережском монастырях. Перевелся по указу 20 июня 1805 года в братство Бело-Бережской пустыни. Оттуда без благословения епархиального начальства ушел в рославльские леса, объявился опять в монастыре и за самовольную отлучку был запрещен в священнослужении и переведен 2 января 1807 года по его прошению в Брянский Свенский монастырь в число братства. Однако в апреле месяце он снова бежал в рославльские леса и жил в имении помещика Г.Г.Ковалева. В октябре 1816 года явился добровольно в Свенский монастырь с прошением о принятии в братство

http://www.optina.ru/pub/p09/