Интернет-проект Владимира Нефедьева

Николо-Пешношский монастырь

Описание Николо-Пешношского монастыря

Описание

Николо-Пешношского монастыря,

прочитанное на заседании Священного Синода РПЦ

22 августа 2007 г.

 

 

I. Краткая история

 

Свято-Николаевский Пешношский монастырь - одна из древнейших обителей Московской Руси. В настоящее время монастырь совершает уже седьмое столетие своего существования.

 

Монастырь был основан в XIV веке учеником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Мефодием Пешношским. Святой Мефодий - один из первых учеников великого аввы - выбрал место для пустынножительства в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Преподобный Мефодий сам трудился над построением монастыря, «пеш нося» бревна через реку. Отсюда обитель получила название Пешношской.

Преподобный Сергий часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что святые Мефодий и Сергий вместе копали рвы для келий, ископали два пруда и посадили аллею из вязов, сохранившуюся до настоящего времени. По учреждении обители, с благословения св.Сергия, преподобный Мефодий был первым в ней игуменом.

Скончался преподобный Мефодий 14 июня 1392 года. Замечательно, что, следовав во время жизни примеру и наставлению преподобного Сергия, он не умедлил последовать за ним и в вечные обители: св. Серий предварил его только восьмью месяцами. Нетленное и чудотворящее тело св. Мефодия погребено в сооруженной им обители и доселе почивает в ней под спудом.

Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей - бояр и великих князей. Среди них благоверные удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич - сын великого князя Московского св.блгв. Дмитрия Донского - и Юрий Васильевич - сын великого князя Московского и всея Руси Василия II Васильевича (Темного). Известно и о щедрых жертвах монастырю царя Иоанна Васильевича (Грозного), особенно благоволившего к его строителю иеромонаху Гурию (Заболотскому). Иоанн Грозный определил Пешношскому монастырю ежегодное денежное жалованье. Это царское благорасположение может быть отнесено как личному достоинству строителя Гурия, обратившего внимание государя на себя, так и к благолепию монастыря. Вскоре Гурий был сделан архимандритом Симонова монастыря, а в 1543 году хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского. Нет сомнения, что преосвященный Гурий пользовался в свое время особенною именитостью, т.к. в 1551 году он был призван в Москву на Стоглавый собор.

Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре его приемника игумена Варсонофия - будущего святителя и чудотворца Казанского - в 1553 году царь Иоанн Грозный вместе со своей супругой и годовалым сыном совершил паломничество в Троице-Сергиев, Пешношский и Кириллов монастырь.

От бывшего в 1584 г. пожара все монастырские строения сгорели; и едва только обитель снова возникла, как наступили бедственные для России смуты от самозванцев. Причем Пешношский монастырь подвергся общему разорению от поляков: он опять был сожжен, разграблен и множество иноков его, храбро защищавших обитель от врагов, побито. По прошествии опасности обитель была вновь восстановлена, но земля, орошаемая дотоле слезами подвижников, была обагрена их кровью: два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов и семь монахов пали от меча безбожных врагов. История сохранила позднему потомству в недрах земли их имена: при перестройке Николаевского собора в 1805-1806 гг. были найдены в камни с высеченными на них именами избиенных.

Переломным в истории монастыря стал 1700 год: в этом году царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братиею на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении Троице-Сергиевой лавры.

В новом своем положении Пешношская обитель вместо игуменов стала управляться соборными старцами, присылаемыми из Лавры - на три года каждый. Однако, решение царя стало роковым: лишенная самостоятельности обитель стала быстро угасать и даже упразднялась в 1764 г.

В 1766 г., по ходатайству ближнего помещика Действительного Статского Советника М.И.Веревкина, обитель была снова восстановлена, но попала тогда, согласно последнему делению, в состав Переславской епархии. Отсюда начинался период подлинного расцвета Николо-Пешношского монастыря, продолжившийся вплоть до смутных дней XX века.

Первым строителем, назначенным от епархии в возрожденный монастырь, был иеромонах Игнатий — бывший впоследствии возобновителем Московского Симонова монастыря. Его усердием в Пешношской обители учрежден устав общежития, заведен во всем должный порядок, благоустройство и примерная строгость в жизни иноков; а в церковной службе, отличавшейся продолжительностью и благолепным пением, введен чин Афонской горы. Все это в совокупности прославило Пешношскую обитель наравне с Валаамским монастырем и Саровской пустынью.

В 1788 г. Пешношский монастырь поступил под ведение Московской епархии, по случаю упразднения Переславской. В это время строителем Пешношского монастыря являлся уже иеромонах Макарий, мощи которого доныне почивают под спудом в настоятельском храме-усыпальнице под колокольней. С его именем связаны многие и весьма значительные преобразования в монастыре - именно в те годы обитель приобрела тот внешний вид, который сохраняется до наших дней.

Устроив все лучшим образом, ревностный строитель убедил высокопреосвященного митрополита Платона (Левшина) посетить обитель, и архипастырь, пробыв в монастыре несколько дней, был изумлен отменным порядком, чиноположением, хозяйством, чистотою, братскою трапезою и всем прочим. Не оставив ни одного угла без осмотрения, он всходил даже на высокую колокольню, откуда обозревал окрестности монастыря. «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра», - любил позднее повторять митрополит Платон.

И в самом деле, Пешношский монастырь во дни Макария так славился, что и в других пустынных обителях говорили о нем с духовным восторгом. Высокопреосвященнейший Платон часто представлял в пример настоятелям иеромонаха Макария и его обитель. Многие заимствовали от Пешноши порядок и монашествующих. Так игумен Кирилло-Новоезерского монастыря, быв на Пешноше, заимствовал ее чиноположение и испросил у Макария для помощи в заведении общежития некоторых из братии. Макарий имел духовную связь и переписку с архимандритом Молдаво-Влахийского Нямецкого монастыря, старцем Паисием и получил от него в подарок посох.

В 1795 г. митрополитом Платоном было предписано строителю Макарию переменить строителя Оптиной пустыни, и поставить на его место другого, если он найдет то нужным, вместе с тем предписано ему посещать эту пустынь и учреждать все к лучшему. В 1798 г. по желанию братии Давидовой пустыни, предписано было в ней «завести все то, что на Пешноше»; в данном же митрополитом определении консистории сказано: «предписать Пешношскому строителю, чтобы он в Давыдовой пустыни завел такое же общество, какое и в Оптином монастыре».

Между тем доверенность в расположение Московского архипастыря к строителю сохранялись неизменно. В 1800 г. дано им следующее предписание: «Отцу строителю Пешношскому Макарию. Отправиться вам в Коломну осмотреть Голутвин упраздненный монастырь и заштатный Бобренев монастырь. Причем дается вам ведомость Бобреневу монастырю, утвари, строению и угодьям. И по возвращении донесть нам. Платон митрополит Московский»

Устав и чиноположение монашеского общежития от Пешношского монастыря заимствовали Московские монастыри Сретенский и Покровский, Серпуховской Владычний, Коломенский Голутвин, Дмитровский Борисоглебский, Бобренев, а также пустыни - Оптина, Екатерининская и Давидова и другие. Многие из этих монастырей управлялись игуменами, назначенными из числа Пешношской братии.

Как и преподобный Макарий, другой настоятель обители – иеромонах Максим – известный в истории своим мудрым правлением и трудами по благоукрашению монастыря, засвидетельствовал своим святым житием подвиг преподобничества.

Так в постоянном развитии и обустройстве и без того замечательной обители прошел XIX век. К началу XX столетия число братии монастыря приближалось к 500 насельникам.

Пешношский монастырь был закрыт в 1928 году, дав Русской Православной Церкви четырех новомучеников. Попытка директора музея Дмитровского края К.А..Соловьева и сотрудников превратить монастырь в музей, предпринятая в 1928-1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. к лику святых в соборе новомучеников и исповедников Российских причислены: прмч. Герасим (Мочалов; + 1936 г.), прмч. Иосаф (Шахов; + 1938 г.), прмч. Николай (Салтыков; +1937 г.) и прмч. Аристарх (Заглодин-Кокорев; + 1937 г.).

В течение нескольких последних десятилетий территорию монастыря занимает Психоневрологический интернат №3, принадлежащий Департаменту социальной защиты населения Москвы.

 

 

II. Внешний вид монастыря

 

Монастырь образует неправильный четырехугольник с длинной сторон от 170 до 220 м, весь обнесен каменной стеной с крытым ходом в ней, местами застроенной монастырскими зданиями. Высота стены - более 10 м., толщина достигает 2,5 метров.

Стену украшают ряд зубцов, машикули и боевые амбразуры. Прясла стены соединяют четыре угловые и две боковые башни высотой до 17 метров, с двумя воротами - святыми, на западной стороне к реке Яхроме, и въездными, на северной стороне. Над последними устроена великолепная смотровая Спасская башня высотой более 35 метров: снизу и до половины высоты - четырехугольная, затем, постепенно сужаясь, она образует красивый восьмиугольный шатер.

Главный храм обители - древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV в. – сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти Андрея Рублева.

Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 году. Церковь под колокольней, являющаяся настоятельской усыпальницей, была освящена в честь преподобного Мефодия.

Рядом с колокольней располагается церковь в честь преп. Сергия Радонежского, поставленная над мощами преп. Мефодия. Этот храм и монастырская колокольня в настоящее время принадлежат верующим и активно реставрируются.

Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная церковь Сретения Господня, сооруженная в первой половине XVI века. В подклети церкви - уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

В юго-западном углу монастыря, рядом с больничными палатами для престарелой братии, соседствует больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Над святыми «яхромскими» вратами, расположенными в западном прясле стены, сохранилась Спасо-Преображенская церковь конца XVII в.

Из гражданских построек в монастыре сохранились здания конца XVII – начала XVIII столетия - настоятельский, казначейский и несколько братских корпусов.

В целом весь архитектурный ансамбль Николо-Пешношского монастыря сохранился без потерь, однако требует реставрации.

 

 

III. Погребения внутри Николо-Пешношского монастыря

 

Кроме исторической ценности Николо-Пешношский монастырь известен также и благодаря своему уникальному дворянскому некрополю.

Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей всех известных Российских дворянских родов и фамилий, среди которых: Оболенскиие, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие, многие другие.

Здесь еще раз стоит упомянуть о мощах преподобного Мефодия Пешношского, преподобного Макария-архимандрита, преподобного Максима-иеромонаха и блаженного монаха Ионы, почивающих в обители под спудом.

Также в Никольском соборе покоится прах епископа Коломенского Вассиана (Топоркова; XVI в.), епископа Тверского Гурия (Заболотского; XVII в.), а также братии, избиенной во время нападения ляхов на монастырь в 1613 г.

 

 

IV. Святыни Пешношской обители

 

Прежде всего, к святыням Николо-Пешношского монастыря, упоминавшимся в дореволюционных описях, следует отнести посох и святые мощи преподобного Мефодия Пешношского, почивавшие под серебряной с золочением ракой, а также чудотворный образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», спасший императора Александра III от внезапной смерти при катастрофе царского поезда.

Помимо иконы Пресвятой Богородицы в Николо-Пешношском монастыре почитались два образа преподобного Мефодия, часть Честного и Животворящего Креста Господня и частица Ризы Господней, «еже есть хитон».

В обители сохранялись такие достопамятности, как деревянный потир, на котором преподобный Мефодий совершал Божественную литургию (ныне – в собрании историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский Кремль»), а также деревянный напрестольный крест черного дерева, обложенный червонным золотом работы XV века.

Большая часть архива Пешношского монастыря ХVVII вв. ныне сохраняется в Российском государственном архиве древних актов.

Впрочем пожалуй самой широко известной святыней Пешношского монастыря является чудотворный образ святого Предтечи Господня Иоанна работы преп.Андрея Рублева. В настоящее время чудотворный образ святого Иоанна Предтечи пребывает в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.

Среди древностей монастыря - двухстворчатая резная Панагия из мамонтовой кости в серебряной золоченой оправе и Четвероевангелие с золоченым окладом и эмалевыми вставками. Эти интересные памятники пребывают в Сергиево-Посадском историческом музее.

В Государственном историческом музее находится ряд рукописей из библиотеки Николо-Пешношского монастыря. Это, прежде всего Четвероевангелие напрестольное, лицевое с орнаментом, написанное полууставом в XV столетии, житие св.Григория Омиритского 1452 года и «Лествица» преп.Иоанна Лествичника конца XV века.

С именем удельного князя Юрия Васильевича, который, делал немалые вклады в Пешношский монастырь, связан интересный памятник, сохранившийся до настоящего времени. Речь идет о золоченом серебряном кадиле 1469 года, что известно из сохранившейся на нем надписи. В настоящее время кадило из Пешношского монастыря хранится в Оружейной палате Московского кремля.

Стоит также упомянуть, что в одном из приходских храмов Тверской епархии, расположенном неподалеку от монастыря, сохраняется посох последнего перед закрытием настоятеля обители – игумена Ювеналия, а в запасниках историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский Кремль» - серебряная с позолотой рака, стоявшая над мощами преподобного Мефодия.

 

 

V. Современное положение Николо-Пешношского монастыря

 

В настоящее время на территории Николо-Пешношского монастыря возвращены Церкви: Сергиевский храм над мощами преп.Мефодия Пешношского и монастырская колокольня с Богоявленским и Мефодиевским храмом-усыпальницей, а также большая часть дворянского некрополя. Усердием Главы Администрации Дмитровского района В.В.Гаврилова усиленно ведется реставрация возвращенных зданий.

Богоявленский храм «иже под колоколы», расположенный на втором ярусе колокольни, обустроен для совершения регулярных богослужений, благословением Его Высокопреосвященства Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия для этого получен св.антиминс.

Положение монастыря отягощается пребыванием в его стенах психоневрологического интерната, вопрос о выводе которого из этого уникального памятника впервые был поднят в 1975 г. Председатель правления Советского фонда культуры академик Д.С.Лихачев неоднократно предлагал создать в Подмосковье национальный парк, центром которого должен был стать Николо-Пешношский монастырь. Но и в настоящее время строительство нового комплекса интерната еще не начато.

Сегодня основные насельники обители – невменяемые инвалиды, беспризорники и бомжи. Древнейший Никольский собор превращен в пищеблок, грибок и черная плесень разъедают уникальные фрески, храмы и корпуса используются не по назначению, а проводимые в интернате ремонтные работы варварски искажают облик памятника. Уникальная обитель, за святость монашеской жизни и благолепие справедливо названная «второй Лаврой», постепенно ветшает и разрушается в ожидании лучших времен.

 

Составил: иеромонах Никон (Головко)

________________________

Использованная литература:

1. К.А.Полянинов. Подмосковный Летописец. Историко-краеведческий альманах. № 04(06)/2005.

2. К.Ф.Калайдович. Историческое описание мужского общежительного монастыря Святого Чудотворца Николая, что на Пешноше. М.,1893

3. Пешношский Патерик. М.,2002

4. Николо-Пешношский монастырь. Московские епархиальные ведомости. №1-2/2003

 
Поиск в православном интернете: 
Православие.Ru Яндекс.Метрика Информер тИЦ и PR Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет