Интернет-проект Владимира Нефедьева

Николо-Пешношский монастырь

Едва не погибшая старина. О колоколах прежнего подбора Петропавловского собора

 

http://zvon.ru/images/7_2_87/01.jpg

Колокольня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

 

Недавно производились работы по замене на колокольне Петропавловского собора (в Санкт-Петербургской крепости) старых колоколов новыми.

Все "старые" колокола предполагалось по условиям с Гатчинским колокольным заводом, ставившим новые колокола, отдать последние в лом на переплавку.

Между тем, среди этих негодных "за древностию лет", колоколов, подлежавших переливке, находились:

1) отличного литья русского изделия колокол с литой надписью, времени царя Иоанна Грозного - весом около 20 пудов;

2) колокол русского литья, времени царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны (конец XVII столетия), вылитый для Никольского Песношского подмосковного монастыря [близ города Дмитрова], весом около 219 пудов, и

3) колокол иностранного литья, 1703 года, вывезенный из-за границы по приказу Петра Великого - весом 12 пудов.

Всем этим древним историческим колоколам грозила судьба навсегда исчезнуть с лица земли русской. Колокольный завод (Лаврова), с которым было заключено условие о замене "старых" колоколов новыми, уже торопил, нуждаясь в меди, отпуском этих колоколов на завод для переливки. К счастью, однако, в это время вмешалась Императорская археологическая комиссия, которая воспользовавшись Высочайше предоставленным правом, запретила предполагавшуюся переливку перечисленных выше "негодных" колоколов в виду исключительного интереса и исторического значения их.

Императорская археологическая комиссия через посредство старшего своего члена, А.А. Спицына, предложил принять на хранение эти исторические колокола Артиллерийскому историческому музею, на условии возврата колокольному заводу лома меди из запасов Артиллерийского ведомства по весу колоколов, поставленных в Артиллерийский музей.

Главное артиллерийское управление с полным сочувствием и благодарностью приняло это предложение, испросив вместе с тем разрешение Военного Совета о бесплатном отпуске из Петербургского Артиллерийского склада лома меди колокольному заводу взамен трех помянутых старинных колоколов, предназначавшихся на переливку. Разрешение воспоследовало и, таким образом, эти древние колокола удалось спасти от безвозвратной гибели.

Первоначально все три колокола было предписано принять в Артиллерийский исторический музей - в состав коллекций древнего литейного производства русской артиллерии, но затем состоялось Высочайшее соизволение на передачу в Русский музей Императора Александра III одного из этих колоколов, а именно, колокола русского литья, с литой надписью, времени царя Иоанна Грозного. Оставшиеся два колокола в настоящее время уже водворены в Артиллерийский Исторический музей, где помещены в Петровском отделе.

 

 

Древний колокол Петропавловской колокольни в зале Артиллерийского Исторического музея. 1688 год Мастер - Михаил Лодыгин

Древний колокол Петропавловской колокольни

(Николо-Песношского монастыря)
в зале Артиллерийского Исторического музея. 1688 год
Мастер - Михаил Лодыгин

 

Первый из них - русского литья, 1688 года. Поверхность его украшена фризами, расположенными в два ряда - на верхней его части и по нижнему краю - с вычеканенными на них славянской вязью надписями. На верхней - изображение Распятия и вокруг надпись: "Лит ЗРЧS лета, при державе великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и при благоверной государыне, царевне и великой княжне Софии Алексеевне всея великия и малыя и белыя России самодержцев"; на нижнем надпись: "Вылит сей колокол Дмитровского уезду в дом великого Чудотворца Николая в Пешношский монастырь, при игумене Корнилии обители тоя. Лил сей колокол мастер Михайло Лодыгин. А весу в нем сiе пуд". Вес колокола - 219 пудов. При колоколе железный язык с железною же петлею для подвешивания его. Язык весит 9 пудов (I).

[По данным архива Николо-Пешношского монастыря, колокол 1688 года был перевезен на колокольню Петропавловского собора в 1790 году, после преобразования монастыря сначала в приходскую церковь, а затем во внештатный монастырь. Указание о перевозке колокола было дано еще в 1787 году, но встретило сильное противодействие местного населения. Впоследствии, в силу сильного обветшания колокольни и отсутствия в обители средств на ее ремонт и содержание, распоряжение было подтверждено, и колокол занял свое место на колокольне Петропавловского собора (II)].

Второй колокол - иностранного литья. Верхняя часть поверхности его украшена двумя рядами литых фризов, между которыми имеется чеканная надпись: "Amstelodami 1703 an. 11 пу. 17 фу". Вес колокола 11 пуд. 17 фунт. Железный язык у него подвешен. Принимая во внимание надпись на нем: "Amstelodami", - возможно предположить, что колокол этот "амстердамского" [1] литья.

Сохранение этих памятников старины (особенно колокола 1688 года) очень ценно для русской артиллерии. Дело в том, что с древних времен, сосредоточив в своем распоряжении все литейное дело на Руси, артиллерийское ведомство ведало и колокольным делом. Все колокола как для монастырей, так и для церквей, отливались исключительно на пушкарском или литейном дворе [2], находившемся до XVIII века в ведении пушкарского приказа, а затем, в продолжении почти всего XVIII века, в ведении приказа Артиллерии и канцелярии главной артиллерии и фортификации.

 

http://zvon.ru/images/7_2_87/03.jpg

Орнамент на одном из сохранившихся колоколов Михаила Лодыгина
Колокольня храма Свт. Николая в Хамовниках. 1689 год

 

Отлитые в артиллерии колокола продавались за деньги или обменивались по весу на доставлявшуюся церквями битую медь, с доплатой "на угар" (меди) при литье колоколов.

"Бьют челом" [3] читаем, например, в одном из документов XVIII столетия, - "города волоколамского соборные церкви Воскресения Христова протопоп Иоанн с братиею: егда-де великого государя прародительницей великой княгиней на волоколамской к соборной церкви дан был благовестной колокол, весом в 58 п. 9 ф. и во 159 (1651) году тот колокол взят был разбитой во дворец (т.е. в приказ большого дворца) и из дворца отослан был для переливки вновь на пушечной двор и во 160 (1652) же году тот колокол на пушечном дворе перелит, а весу в том колоколе было 79 пуд 30 ф., и тот новый колокол явился неисправен - ушми не тверд и голосом худ, и в 194 (1686) году велено к той соборной церкви дать, взяв из ряду, колокол весом 60 пудов и за тот колокол велено дать с пушечного двора медью тож число, а за угарную медь дать деньгами по 25 алтын за пуд, и вместо того колокола к той соборной церкви иного колокола и по се число [4] не дано, и ныне де у той соборной церкви колоколами скудно и благовестного колокола нет, и чтоб великий государь пожаловал их для своего государского многолетнего здравия и поминовения своих государских родителей, велел вместо того взятого колокола к той соборной церкви дать иной колокол из наличных колоколов, которые ныне в артиллерии обретаются" [5].

Прибавим, кстати, что за дельные деньги, взимавшиеся при литье колоколов, обращались на содержание артиллерийских школ [6].

18-го января 1714 года князь Меньшиков написал генерал-фельдцейхместеру Я.В. Брюсу: "Понеже ведаю, что вашего превосходительства колоколов целых многое число, того ради прошу, дабы изволили вы выбрать один звон в двенадцати колоколах, весом до полуторастапудов…оной употреблен будет к звону церковному и к часам".

В артиллерии же имеется и штат колокольных мастеров, среди которых, в царствование Петра Великого, были особенно известными мастера: Иван Моторин, Иван Лодыгин (III) и Федор Леонтьев. Первый из них впоследствии, в царствование Анны Иоанновны, прославился переделкою знаменитого московского Царь-колокола.

Все это свидетельствует, что состоявшаяся передача древних колоколов на хранение в Артиллерийский Исторический музей - ценный вклад в его обширные коллекции, вклад, обогативший общую картину древнего литейного производства русской артиллерии.

 

http://zvon.ru/images/7_2_87/04.jpg

Артиллерийский Исторический музей. Вид сверху

 

Артиллерийский исторический музей по своим задачам, как известно, является древлехранилищем не только памятников боевого прошлого русской истории, но и собранием памятников технического производства древняго артиллерийского искусства, в состав которого входило между прочим и колокольное дело.

Примечания

[1] Амстердам лежит на реке Амстель.
[2] Уже в 1488 году мы встречаемся с известием о существовании первого технического заведения для отливки артиллерийских орудий. Заведение это именовалось "пушечная изба". Организатором литейного дела в Москве является Аристотель Фиорованти, вывезенный в 1475 году из Венеции русским послом Семеном Толбузиным, рекомендовавшим его царю Иоанну III как искусный мастер "кой ставит церкви и палаты, також и колоколы льет и пушки…и иного всего литии вельми хитер (см. Струков Д.П. Столетие военного министерства. VI. Главное артиллерийское управление. Ч.I, кн. 1, стр.3).
[3] В приказе артиллерии
[4] 1707 год
[5] Архив исторического музея. Дела штаба генерал-фельдцейхместера. Св.7., л. 107.
[6] Бранденбург Н.Е. "Приказ артиллерии". Спб., 1876. С.232.
[7] Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского. М., 1831. Ч. III. С. 170

Жерве Н. Едва не погибшая старина //
Русский инвалид. 1905. №191

***

Дополнения от составителя:

I. Струков Д.П. Путеводитель по артиллерийскому музею. Спб., 1912. С.36
№137. Колокол медный 1688 год, русского литья, снятый и переданный в музей с колоколами Петропавловского собора Петропавловской крепости в 1905 году. Поверхность колокола украшена литыми фризами, расположенными в два ряда, с надписями на них, выполненными славянской вязью (надпись см. по тексту)

II. Малицкий Н. В. Перевозка переславских колоколов в Петербургский Петропавловский собор // Владимирские епархиальные ведомости (часть неофициальная). - 1907. - 22 сентября (№38). - С. 593-599; Архив Владимирской духовной консистории. 1788 г., №2а; Архив Суздальской духовной консистории. 1789 г., №595; Архив Переславской духовной консистории. 1776 г. Оп. 2, №73.

III. Приказ артиллерии (Материалы для истории артиллерийского управления в России: 1701-1720 гг.) // Сост. Бранденбург Н.Е. Спб., 1876. С.451: Список мастеровым на Москве 1707 года, состоящим в ведении приказа Артиллерии. Колокольные мастеры: Иван Маторин - 48 руб., Федор Леонтьев - 21 р. 16 ал. 4 д.; Иван Михайлов сын Лодыгин - 27 р. 30 алт. 5 д.

Составитель материала - Ольга Азарова

http://zvon.ru/zvon7.view2.page87.html

 
Поиск в православном интернете: 
Православие.Ru Яндекс.Метрика Информер тИЦ и PR Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет