Газета «Дмитровский вестник» печатает серию статей о судьбах монахов Николо-Пешношского монастыря в эпоху гонений. На страницах газеты напечатаны жития прославленных четырех новомучеников Пешноши, составленные игуменом Дамаскиным, и добавлены новые, впервые увидевшие свет, сведения о прославленных и непрославленных страдальцев за веру. Предлагаем Вашему вниманию :
Преподобномученик Аристарх (в миру Александр Федорович Заглодин-Кокорев) родился 8 марта 1886 г. в деревне Пашуково Богородского уезда Московской губернии в крестьянской семье.
Окончил церковноприходскую школу. В 1908 г. Александр Федорович поступил послушником в Свято-Никольский Пешношский монастырь в Дмитровском уезде Московской губернии. После назначения в 1919 г. преосвященного Серафима (Звездинского) епископом Дмитровским послушник Александр стал его келейником и иподиаконом. В 1920 г. он был пострижен в монашество с именем Аристарх и рукоположен в сан иеродиакона. В 1926 г. епископ Серафим рукоположил его в сан иеромонаха.В 1931 г. иеромонах Аристарх был направлен служить в храм в селе Чернеево Дмитровского района Московской области, но прослужил он здесь недолго.
24 сентября того же года, во время массовой кампании по аресту насельников упраздненных монастырей, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве – на основании тех скудных сведений, которые следователям удалось получить от ранее арестованных. Его обвинили в том, что он производил демонстративное поминовение в церкви русских царей и вел агитацию против мероприятий советской власти. 30 сентября власти допросили его. Следователь составил протокол допроса, но отец Аристарх отказался подписаться под ним. 7 октября власти снова допросили его.
На вопросы следователя отец Аристарх так ответил: «В Николо-Пешношском монастыре я проживал с 1908 г. по день его ликвидации в 1927 г. После этого я совместно со старыми монахами – Афанасием (умер в 1929 г.), Николаем (умер в 1929 г.), Герасимом (умер в 1929 г.), Владимиром (умер в 1930 г.) – поселился на бывшем монастырском конном дворе и жил там до конца 1929 г. В конце 1929 г. нам предложили убраться с территории монастыря, и мы перешли в деревню Кочергино, где я прожил до мая 1930 г., после чего вместе с игуменом Варнавой ушли в село Негодяево, где жили до начала 1931 г. В апреле 1931 г. я поступил на должность священника в село Чернеево. В агитации против колхозов и других мероприятий советской власти и распространении провокационных слухов виновным себя не признаю».
13 ноября 1931 г. тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Аристарха к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 17 ноября он был отправлен этапом до станции Лодейное Поле в Свирские исправительно-трудовые лагеря.
Вернувшись из заключения, иеромонах Аристарх отправился в Тверскую епархию к архиепископу Фаддею (Успенскому) и 5 марта 1936 г. был им направлен служить в храм в селе Старенькое Оршинского района. Во время гонений в 1937 г. отец Аристарх снова был арестован.
Были допрошены “дежурные свидетели”. Один из них, председатель сельсовета, показал, что иеромонах Аристарх собирает верующих в доме одного из своих единомышленников для спевки, причем вызывает их на спевку, обходя каждого, чем отрывает колхозников от работы и разлагает трудовую дисциплину в колхозе. Колхозники уходят по окончании спевки в церковь, бросая колхозную работу. После допросов “дежурных свидетелей” следователь допросил отца Аристарха, который на вопросы следователя и на зачитанные ему показания лжесвидетелей ответил: “Никакой антисоветской деятельности среди населения я не вел. Зачитанные мне показания я не подтверждаю”.
25 ноября тройка НКВД приговорила отца Аристарха к расстрелу. Иеромонах Аристарх (Заглодин-Кокорев) был расстрелян 27 ноября 1937 г. и погребен в общей могиле на полигоне в Бутово под Москвой.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
_______________________________
Источники:
ГАРФ. Ф.10035, д.П–75373.
Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. №21774–С
ДОПОЛНЕНИЕ
На фотографиях и в воспоминаниях он молод и останется в истории вечно молодым, простым, добрым, послушным, каким его вспоминают разные люди.
А вот в медальоне на потолке в приделе преп. Мефодия в храме преп. Сергия Радонежского Николо-Пешношского монастыря он изображен человеком в годах, таким, каким он проходил мучения последних лет своей жизни.
В списках монашествующих Николо-Пешношского монастыря за 1916 год такие сведения о будущем новомученике Аристархе : Послушник Александр Федорович Кокорев-Заглодин. 30 лет. Обучался чтению и письму, из крестьян, холост. Послушание – келейник. Определен в братство 2.01.1912 года. В графе «каких качеств» - «поведения очень хорошего, к послушанию способен и благонадежен». Он был келейником, видимо, игумена Иувеналия, в то время настоятельствовавшего в Пешноше. Такая оценка качеств, как «благонадежен» больше ни у одного насельника Пешноши в списках за 1916 год не встречается. Видимо поэтому он впоследствии стал келейником и иподиаконом епископа Дмитровского Серафима (Звездинского).
Будучи келейником Владыки Серафима он побаивался строгого второго келейника – Валентина, тоже из братии Пешноши, и звал их обедать так: «Отец Валентин идите кушать, и ты, Владыка, иди есть».
Еще он считал, что Владыка Серафим берет темы для проповедей из того, что он читал за трапезой. (В жизни Владыка Серафим придерживался монашеских правил, в т.ч. чтения вслух во время трапезы). Автор воспоминаний с любовью подсмеивается над простотой иеродиакона Аристарха. Но кто знает, может Владыка и брал темы для проповедей из чтения своего келейника. Ведь простота – это великая монашеская добродетель и она не мешает, а помогает возрастать человеку духовно. А человека духовного мог послушаться и мудрый Владыка Серафим.
Нужно обратить внимание на показания иеромонаха Аристарха в его деле – он показывает на следствии, что жил со «старыми» монахами и все они умерли. Скорее всего, это был прием – избегнуть даже возможности на кого-нибудь донести и поэтому ссылаться на то, что обвиняемый общался с людьми, которые уже скончались к моменту ареста допрашиваемого.
Прмч. Аристарх в своей жизни был близко знаком с двумя великими святыми – сщмч. Серафимом (Звездинским) и сщмч. Фаддеем (Успенским). Воистину – «с преподобным преподобен будеши».
Его земная жизнь окончилась на Филиппов день – первый день Рождественского поста.
Его молитвами дай Бог и нам провести эту постную земную жизнь так, чтобы увидеть торжество добродетели на небесах.