Интернет-проект Владимира Нефедьева

Николо-Пешношский монастырь

Иеромонах Пахомий (Слепнев)

Газета «Дмитровский вестник» печатает серию статей о судьбах монахов Николо-Пешношского монастыря в эпоху гонений. На страницах газеты напечатаны  жития прославленных четырех новомучеников Пешноши, составленные игуменом Дамаскиным, и добавлены новые, впервые увидевшие свет, сведения о прославленных и непрославленных страдальцев за веру. Предлагаем Вашему вниманию :

Иеромонах  Пахомий (Слепнев Федот Николаевич)

Год рождения – 1882. Место рождения  - Московская губ., Клинский у., Веселовская вол., д. Иваново. Окончил полтора класса сельской школы. В послужном списке Николо-Пешношского монастыря написано: Послушник Федот Николаевич Слепнев, из крестьян, обучался чтению и письму. Холост. Послушание проходит при келарне. Принят в братство 20 февраля 1910 гогда. В графе «каких качеств» - «Живет спокойно, послушание исправляет».

 Как мы уже знаем, Федот был троюродным братом Алексея Павлова. Для нас, не ценящих родства, троюродный брат – это что-то такое странное и даже немножко смешное.  В современном мире распадающихся родственных связей хорошо бы помнить  хотя бы о родной матери.

В конце 19 века родство значило в жизни русских гораздо больше. А этих двух -  иеромонаха Анастасия и иеромонаха Пахомия связывало духовное родство, что гораздо выше и крепче родственной привязанности.

В 1904 году Феодот Слепнев поступил в Николо-Пешношский монастырь и пробыл там до 1928 года – времени ликвидации  последней общины монастыря, которая еще сохранялась под видом сельскохозяйственной артели на конном дворе монастыря.

Год после этого он  прожил на родине, в селе Иваново. Потом переехал к своему брату, иеромонаху Анастасию, в место его нового служения – Спасскую церковь  села Дулово. Через год, в 1930 году, оба брата по приглашению старосты уехали служить в  церковь Илии Пророка села Доршево Клинского района.

 Будучи иеромонахом, он в храме служил  диаконом, также собирал пожертвования на храм, а в остальное время вел хозяйство.
У него хранилось несколько тетрадей-рукописей духовного содержания, которые он иногда читал вслух приходившим к ним с о.Анастасием на квартиру женщинам: "Явление Спасителя детям", "Предсказание что было и что есть сейчас", "Предсказание Серафима Саровского", "В вере стойте и боритесь", "Пророческое наставление духовному сыну", "Наставление в день кончины Сергия Радонежского".

Из протокола допроса от 21.02.1931:

 О. Пахомий в 1930г. побывал в Твери: в Жестовском монастыре (весной и в ноябре 1930г.) и в церкви Николы на Плацу. Он узнал, что в Твери расстрелян священник о.Георгий и арестованы священники о.Александр и о.Арсений.

Был арестован на своей квартире в ночь с 18 на 19 февраля. Вместе с ним были арестованы иеромонах Анастасий (Павлов), священник о.Борис Ветров (из с.Медвежья Пустынь), староста Е.Е.Храпченков и псаломщик И.В.Богатенков.
Обвинение при осуждении – « участие в антисоветской группе, агитация против всех мероприятий Советской власти и распространение ложных слухов о скорой войне и перемене власти".
Статья обвинения - ст.58-10,58-11 УК РСФСР
Приговор - высшая мера наказания - расстрел
Групповое дело - о нелегальной контрреволюционной церковной группы, Московская о., Клинский р. 1931г."
У иеромонаха Пахомия была изъята при обыске записная книжка с адресами знакомых и родных, по поводу которой он показал, что "записи производились в разное время, есть случайные знакомые и родственники, сказать о которых ничего не могу". При обыске у него были найдены тетради-рукописи духовного содержания. От него требовали признаться, от кого он их получил и кому читал. Про рукопись "Явление Спасителя детям" он сказал, что она была прислана ему из Киева от человека ныне покойного, и что он ее никому не показывал, кроме двух старушек, одна из которых умерла. Про другие рукописи он ничего не сказал. В результате обыска у монаха Слепнева обнаружены три тетради с контрреволюционными рукописями, в первой из которых говорится: «Появлению антихриста мешает царская власть, а как только эта власть прекратилась, тогда сатане не трудно было разбить людей на партии социализма, анархизма и коммунизма. А когда царская власть в силе, тогда антихрист побоялся явиться. Возлюбленные братья и сестры! Храните царя, а то антихрист войдет в дом и расхитит все имущество наше».

Другая рукопись Слепнева под заглавием «Предсказания Серафима Саровского»: «Придет на Россию большая скорбь, будет в России царь Николай и найдутся злые люди, которые его свергнут с престола и пойдет в России большое смятение и беспорядки, явятся большевики, разденут храмы Божии и поберут из них все драгоценное, поснимают ризы со святых икон и пойдут убийства и грабежи. Тогда хуже всех будет монахам и истинным христианам, на которых будет большое гонение, будут на всех налоги, штрафовки и будет тогда в России безобразие большое, с некоторых церквей кресты поснимают и красные флаги повесят. Тогда кто пойдет по правельному пути, тот будет воин Христов и получит особую награду от Господа.» (стр. 8-10).

В рукописи Слепнева «Пророческое наставление духовному сыну» говорится: «Явится беззаконник и свергнет с престола царя земного, а сам завладеет престолом царским и издаст закон, противный Богу и будет своим проклятым законом заражать народ, а непокаряющихся ему будет сажать в тюрьмы, предавать смерти и отнимать имущество, а также распространять свой проклятый закон на все страны…»

. В "контрреволюционной агитации" о.Пахомий виновным себя не признал.
Однако на последних допросах прямо высказал свое мнение о советской власти: "Считаю, что Антихрист еще не народился, но Бог послал в наказание советскую власть, которая имеет признаки появления Антихриста в виде колхозов и разных книжек с печатью Антихриста, т.е. с пятиконечной звездой. Когда появится сам Антихрист, не знаю, но когда он появится, тогда некоторые верующие уйдут в леса".
"Рукописи о приходе Антихриста я систематически читал на собраниях на квартире, а также старушкам, которые собирались по вечерам. Делал я это для того, чтобы угодить Богу, т.к. считаю, что чем больше будет недовольства на власть Антихриста, т.е. советскую власть, тем скорее восторжествует истина, и эта власть будет свергнута, а на ее место заступит законная власть во главе с помазанником Божиим - законным царем. Тогда не будет гонений на веру и не будут раскулачивать православных".
"Советская власть является преддверием царства Антихриста. В государстве сейчас идет жестокая борьба между верующими христианами и советской властью. Сейчас в народе идет сильное волнение и недовольство, но настанет момент, когда терпению народному придет конец и он восстанет на безбожную советскую
власть и свергнет ее. Колхозы, насажденные советской властью, являются богопротивным делом, и я считаю, что против колхозов надо бороться и вести агитацию среди верующих, чтобы они также вели борьбу против колхозов и не допускали их распространения".
"По моему мнению, с того момента, когда у нас в России не стало царя, народился Антихрист, в результате этого среди русских людей произошло волнение, и люди уже 14-й год борются между собой. Борьба идет между верующими христианами и советским правительством, но настанет момент, когда народ восстанет против
советской власти и свергнет ее, и тогда власть должна быть с правой стороны. Она будет состоять из людей верующих, и тогда будет тишина и мир среди всех людей".
"Ввиду того, что всякое мероприятие безбожной советской власти является богопротивным делом, я, как священнослужитель, считаю своим долгом проповедовать среди крестьян, чтобы они не подвергались искушению диавола в лице советской власти, и скоро будет война, и тогда восставший народ христианский свергнет
богопротивную власть и воцарится на земле правое дело и верующие крестьяне не будут терпеть притеснений"

 После недолгого заключения в Клинской тюрьме иеромонах Пахомий был расстрелян в один день со своим братом иеромонахом Анастасием.

 Скорее всего – в тюрьме на Лубянке, потому что в 1931 году проводились массовые захоронения на Ваганьковском кладбище людей, расстрелянных на Лубянке. В списках захороненных на Ваганьково есть только Федот Николаевич Слепнев. Но в данных ПСТГУ есть информация о том, что иеромонах Алексей, в действительности Анастасий (Павлов) похоронен на Ваганьковском кладбище.

 В книге «Священное Ваганьково» (автор -  иерей Сергий Матюшин), высказано предположение, что могилы расстрелянных находятся на дальнем 58-м участке кладбища. Здесь находится овраг, где при рытье могил могильщики находят массовые скопления человеческих останков. Эти слои могильщики называют «расстрелкой» и встречаются они вдоль всего ваганьковского оврага. Есть свидетельства могильщиков 30-х годов, свидетельствующих, что они производили захоронения расстрелянных по ночам в зоне оврага.

При входе на Ваганьковское кладбище есть  крест в честь расстрелянных за веру.

Иеромонах Пахомий (Слепнев) реабилитирован в 1991 году.

Этот пятидесятилетний человек с немножко детским лицом, бывший всю свою жизнь «на вторых ролях»  - какую имел силу духа! Он  бесстрашно исповедовал свою веру и погибель богопротивной власти  перед злейшими врагами христианства, и Промыслом Божиим враги увековечили его слова и донесли до нас  красоту его души  и силу его веры.  

 

 
Поиск в православном интернете: 
Православие.Ru Яндекс.Метрика Информер тИЦ и PR Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет