Интернет-проект Владимира Нефедьева

Николо-Пешношский монастырь

Священник Петр (Крымов)

Газета «Дмитровский вестник» печатает серию статей о судьбах монахов Николо-Пешношского монастыря в эпоху гонений. На страницах газеты напечатаны  жития прославленных четырех новомучеников Пешноши, составленные игуменом Дамаскиным, и добавлены новые, впервые увидевшие свет, сведения о прославленных и непрославленных страдальцев за веру. Предлагаем Вашему вниманию :

Священник Петр (Петр Максимович Крымов)

Послушник  Николо-Пешношского монастыря Петр Максимович Крымов, возраст 34 года и арестованный священник Петр Максимович Крымов 1881 года рождения, скорее всего, одно и тоже лицо. Послушник Петр, которому в 1916 году было 34 года, т.е. примерно 1882-1883 года рождения, нес клиросное послушание, принят в братство 19.04 1911 года, «поведения хорошего, послушание исполняет».

О священнике Петре Максимовиче Крымове известно: 1.  Дата рождения (1881г.) 2.Что он уроженец Дмитровского уезда, села Александрово 3. Проживал на момент ареста в Московской обл., Воскресенском районе, в селе Телепнево.  Полное совпадение фамилии, имени и отчества, да еще и не распространенных; близкая к совпадению дата рождения; место рождения – Дмитровский уезд,  место служения – Московская область – все это позволяет с большой долей вероятности утверждать, что послушник Николо-Пешношского монастыря Петр  Максимович Крымов пострадал за веру в священном сане. Дальнейшая судьба его неизвестна.

 

Еще в деле Василия Григорьевича Козлова упоминаются монахи Николо-Пешношского монастыря, о которых говорится, что они на момент поиска были уже репрессированы или скончались. Это иеромонах Аристоклий, монах Николай (Мясников), иеродиакон Никандр.

Иеромонах Аристарх упоминается в Послужном списке монастыря за 1916 год. В миру Андрей Лукич Салкин, г.р.1872 . В братство принят 30.05.1905 г., пострижен 12.04.1910 г., рукоположен в иеродиаконы 6 ноября 1911г., в иеромонахи 24 августа 1913 года. Исполнял череду священнослужения, был письмоводителем  и преподавал в сельском училище. Характеризуется :»поведения отличного, способен и к послушанию очень усерден». Больше пока никаких сведений о нем нет.

Монах Николай (Мясников). Упоминается в показаниях Василия Григорьевича Козлова, как «репрессированный ранее». В послужном списке монахов за 1916 год его нет. В клеветнической статье об игумене Варнаве в «Известиях» упоминается молодой келейник игумена Алексей (Мясников). Скорее всего, это и есть монах Николай (Мясников).

Иеродиакон Никандр. Эта загадочная личность несколько раз всплывала в различных материалах. В архиве из Завидова, собранном митрофорным  протоиереем Валерием Ильиным из Завидова (не достает слов, чтобы выразить ему благодарность!), встречается несколько фотографий, на которых изображен монах с различными людьми и один. И подписано его имя – то Никандр, то Никон. О.Валерий пояснил, что это иеродиакон Никандр, которого в миру звали Никон. О.Валерию в детстве о нем рассказывали монахини из разогнанных монастырей – Деденевского Влахернского Дмитровского уезда и Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря села Акатово Клинского уезда, которые после уничтожения своих монастырей поселились в селе Завидово и недалеко от него.

Монахини говорили об иеродиаконе Никандре, как о человеке большой духовной силы, изгонявшего бесов. Он был духовным руководителем монахинь, на это его благословил игумен Ксенофонт (в схиме Онуфрий), у которого он был некоторое время келейником.

Действительно, в послужном списке монашествующих  Пешношского монастыря за 1916 год встречается в списке послушников Никон Никитин, в 1916 году ему было 39 лет, из крестьян. В братство принят 20.02.1910 г. Послушание – сторожит монастырь; «поведения хорошего, послушание исполняет» - эта характеристика стандартная.

В документах канцелярии епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) есть любопытный документ: прошение монаха Никандра Николо-Пешношского монастыря:»Просит пострига в схиму, от роду 47 лет. Живет в обители 20 лет. Схиархимандрит Онуфрий расположен поступить согласно совету и благословению Владыки».

Резолюция правящего епископа: 1921 год 4/17 сентября:» Монах Никандр, прося пострига в схиму, очевидно, не продумал как следует, что такое схимник, сие ему объясняется. Монах – это мертвец, но еще не погребенный, не зарытый в землю, на земле еще находящийся, около него еще ходят, разговаривают. А схимник – мертвец, с земли ушел совсем, убранный, зарытый, погребенный. К схиме ведет монашеская колесница на четырех колесах: первое колесо – глубочайшее смирение, второе – терпеливое послушание, третье – совершенное безроптание, четвертое – слезное покаяние. Когда все эти четыре колеса будут в исправности, тогда и к схиме, как под горку на салазках скатишься, а пока живи монахом, да те четыре колеса подновляй хорошенько.

Пострижение монаха Никандра в схиму, по его молодости, считаю преждевременным, да не искусит его сатана помыслами тщеславия, да не запнутся стопы его от прелести вражией».

Сщмч. Серафим, как человек духовный, даже резолюции писал как святоотеческие советы. Этот документ  несет очередную загадку. Если иеродиакон Никандр – это Никон Никитин, то не совпадает дата рождения. Согласно послужному списку иеродиакону Никандру в 1921 году должно было быть 44 года, а в документах из канцелярии Дмитровского епископа ему 47 лет. Но такие расхождения в датах – не редкость не только в резолюциях, но и в документах.

Иеродиакон пешношский Никандр еще раз всплыл в воспоминаниях схимонахини Иоанны (Патрикеевой.):»Иеродиакон пешношский Никандр в апреле 1938 года передал: «На этапе (время, когда он был на этапе неизвестно – автор) я заболел и лежал в больнице Читинской области. Со мною был отец и начальник всех (сщмч. Серафим (Звездинский). Владыка вспоминал, как и у кого бывал… оба с водянкою на одних нарах, накрывались одною одеждой. Не чаяли в живых остаться. Я падал духом, он ободрял. 16 апреля его взяли. Горько при расставании плакали. Он обещал писать, но больше писем я не получал. Думается, в апреле 1938 года Владыку отправили на Дальний Восток. Был ли на Колыме – Бог весть».

Только в 90-х годах узнали правду о кончине владыки Серафима. Владыку в 1937 году расстреляли в омской тюрьме. Перед отправкой в Омск Владыка сказал своей названной дочери – духовному чаду Анне Патрикеевой :» Вот началась моя схима.»

Где началась схима иеродиакона Никандра,  где и когда произошла его кончина - мы не знаем. Бог весть.

К сожалению, в списках репрессированных общества «Мемориал»  ни иеродиакона Никандра, ни Никона Никитина нет. Еще бы, репрессированных было около 100 млн. человек, а нам известны имена 2 млн. Исчезло с лица земли населения целого государства. Мы надеемся, что большинство замученных  – насельники Царства Небесного. И среди них, верим, иеродиакон Никандр Пешношский.

 
Поиск в православном интернете: 
Православие.Ru Яндекс.Метрика Информер тИЦ и PR Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет